Образование и интернет. Российская история

Открытость

Интернетом стали пользоваться гораздо активнее. Теперь это неотъемлемая часть жизни даже для тех, кто еще пару лет назад вполне прекрасно без него обходился. Студенты научились правильно ставить перед google вопросы, сформулированные в экзаменационных билетах, а многие преподаватели уже могут отличить ответ google от потуг студента.

Тенденции рынка интернет-обучения сегодня можно выделить в 2 группы: открытые институты и открытые образовательные ресурсы с мобильным обучением. По сути, и та и другая – расширение доступа к обучению, предоставление более гибкой и индивидуальной образовательной услуги и вовлечение слушателя в процесс обучения в течение всей жизни. Как это часто бывает в России, и ту и другую тенденцию можно легко проследить, но они имеют свои уникальные особенности по сравнению с тем, что можно наблюдать в европейских странах(прежде всего в Великобритании), США и Австралии.

Концепция открытого университета существует с конца прошлого века. Самым ярким примером среди многих подобных учебных заведений является Открытый Университет Великобритании (OU UK), предполагающий свободное обучение по отдельным курсам с возможностью в дальнейшем получить некий документ об образовании.

Прохождение курсов может быть предоставлено как на платной, так и на бесплатной основе. OU UK, как и многие другие открытые университеты, предлагает изучение большинства материалов бесплатно в самостоятельном режиме, а для получения сертификата и поддержки преподавателя необходимо будет заплатить. Для слушателей публикуются все необходимые для освоения темы материалы, задания для самостоятельного выполнения и тестирования, в основном в формате текстовых документов и видео.

Вместе с открытыми университетами активно развивается концепция открытых образовательных ресурсов: учебные заведения публикуют учебные материалы по своим дисциплинам в открытом доступе в интернете. Тут можно найти в основном тексты, видео- и аудиолекции, реже – интерактивные компоненты. Самым популярным и распространенным ресурсом подобного рода в мире стал портал открытых ресурсов Массачусетского технологического университета (MIT). В 2012 году активно начал развиваться проект EdEX, в котором представлены материалы сразу нескольких всемирно известных учебных заведений.

С самого начала многие аналитики и специалисты в области образования стали задаваться вопросом, имеет ли смысл учебному заведению открывать все свои учебные материалы и не потеряют ли они от этого студентов, которые за свое образование платят. Чуть более 10 лет опыта показали, что нет. Скорее наоборот: изучая материалы онлайн, потенциальные студенты оценивают их высокий уровень и готовы обучаться платно, чтобы вместе с преподавателем и группой работать над интересующей темой более глубоко и системно.

Основной особенностью российского открытого образования, как ни странно, стал страх. Страх сделать учебный процесс открытым – и потерять студентов, лишиться прав на свои материалы и тем самым обесцениться как учебное заведение. Этот страх преследует как руководство вуза, так и отдельных преподавателей.

Именно поэтому опубликованные в открытом доступе учебные материалы отечественных учебных заведений, как правило, очень низкого качества. В Сети размещаются либо устаревшие материалы, либо такие, ущерб от потери которых (или «нецелевого» попадания в руки любых интернет-пользователей) ничтожен. Публикуются, в основном, текстовые учебные пособия, часто без заданий для самостоятельной работы, без тестов, видео или аудио.

В общей массе найти качественные материалы в нужном для обучения комплекте можно, но сделать это непросто. Самое неприятное заключается в том, что большинство источников морально устарели и использовать их можно только для подготовки анализа литературы для курсовых и дипломных работ.

Серьезным ограничением в развитии концепции открытого образования в России являются компании-работодатели. На сегодняшний день большинство из них при приеме на работу требуют диплом государственного образца. При этом не так важно, когда он был получен. Просмотрев значительное количество вакансий, я не нашла ни одной, в которой было бы указано, что нужно представить, какие курсы или программы соискатель проходил в течение последних одного-двух лет.

Формальное образование, с подачи работодателей, воспринимается как ключ к успеху и получению работы. На самом же деле не так важно, какое образование я получила 5-10 лет назад, по сравнению с тем, какие курсы проходила недавно, как повышала свой профессиональный уровень и развивалась. Именно такие требования американских работодателей и их внимание к повышению квалификации кандидата вносят свой вклад в развитие открытого образования. Люди проходят отдельные курсы по своей тематике – кто-то самостоятельно, кто-то под сертификат с преподавателем. Работодатель это воспринимает как плюс в резюме соискателя, тем самым формируя спрос на открытые курсы.

Еще один барьер к развитию открытого обучения в России – общее настроение относительно высшего образования в стране. Когда речь идет о сокращении количества высших учебных заведений, о том, что специалистов с высшим образованием неоправданно много, развитие открытого образования затрудняется само по себе. Практически все мировые проекты по развитию открытого образования и отрытых образовательных ресурсов создаются исходя из желания повысить доступность образования для всех целевых групп. Когда руководство страны считает, что нам не нужно такое количество специалистов, которое есть сейчас, то говорить о том, что какие-то учебные заведения будут развивать открытую модель, по меньшей мере странно.

Общее отношение государства и уровень поддержки в этой области влияют не только на само развитие, но и на качество открытых источников и курсов. Стоимость подобных проектов для учебного заведения велика, появляются новые затраты, связанные с подготовкой, публикацией и поддержкой учебных материалов. Для большинства мировых проектов финансирование приходит именно от государства или от фондов, которые занимаются развитием образования. Это позволяет делать такие проекты качественными и интересными для общества. Указанная поддержка также дает некую форму общественной аккредитации, которая важна как слушателям, так и работодателям. Она гарантирует определенный уровень качества опубликованного материала и проведенного обучения.

Однако говорить о том, что открытых учебных заведений и качественных открытых образовательных ресурсов в России нет совсем, не стоит. Есть МЭСИ, ВШЭ, представительство OU UK (Линк), МИЭМП и многие другие, кто самостоятельно финансирует или использует полученные гранты от государства на развитие этого направления. Нет системного подхода к реализации подобных проектов, нет методики разработки и использования, и это накладывает свои ограничения.

Самое главное, что развитие концепции открытого обучения и обеспечение качества открытых образовательных источников и программ зависит и от общества, и от работодателей. Нужен переход на такой уровень культурного развития общества, при котором постоянное обновление своих знаний будет не только модно, но и естественно. Тогда система открытого образования будет развиваться сама по себе, с подачи ее потребителей.

Main_runet49

Мобильность

Начиная говорить про мобильное обучение, нужно сначала определиться, что это такое. М-learning – это доступность образовательных ресурсов и сервисов на мобильных устройствах всех форматов. Это не обязательно программное приложение для какой-то конкретной операционной системы. Достаточно, чтобы сайт или портал корректно работали на планшетном ПК – и это уже будет хорошим мобильным обучением.

Мобильное обучение напрямую связано с концепцией открытости и доступности образования, так как сегодня сравнительно невысокая стоимость планшетов от ряда производителей позволяет пользоваться ими тем, кто раньше не имел возможности купить полноценный ноутбук. И эти люди могли бы с помощью своего нового устройства подключиться к мировому образовательному сообществу.

Правда, для этого нужен доступ в интернет. Вот тут мы сталкиваемся с первой проблемой развития мобильного обучения в России – доступность мобильного интернета. По сути, он достаточно распространен, но вот качество связи и ее стоимость зачастую не позволяют его использовать для работы с достаточно объемными образовательными ресурсами.

Текущая ситуация с мобильным обучением в России пока очень проста – его еще нет. Большинство информационных ресурсов в сфере образования – системы дистанционного обучения (СДО), электронные курсы и порталы – к использованию на мобильных устройствах просто не адаптированы. То есть что-то, может быть, и будет работать, но далеко не все и далеко не так, как на обычном ноутбуке или ПК.

Сложнее обстоит дело с тем, что электронное обучение в классическом виде предполагает наличие различных медиакомпонентов в составе курсов. Для мобильного обучения часть из них нужно будет переделывать, в большинстве случаев – уменьшать в объеме, потому как в полностью мобильном обучении (с мобильного телефона через мобильный интернет) их изучать и работать с ними точно будет невозможно.

Приложений для мобильного обучения, сделанных в России и для России, пока еще очень мало, в основном, они очень узконаправленные. Да и про те, которые есть, преподаватели и тренеры не знают, а стало быть, не могут интегрировать их в учебный процесс.

Еще более важно помнить про то, что мобильное обучение – это не только образовательные ресурсы, доступные на современных мобильных устройствах. Это принципиально новая философия обучения. Вместе с ней в учебный процесс должны войти новые педагогические подходы, которые совместят устройства и образ жизни современных студентов с обучением и сделают все это единым целым. Нужно понять, что именно будет и должно работать на мобильном устройстве, как оно там должно работать и для чего. Ведь в m-learning речь не идет о том, чтобы перенести все обучение в мобильный телефон или планшет. Речь о том, чтобы это всегда доступное устройство использовать для повышения качества образования, для интеграции учебного процесса в повседневную жизнь студентов.

Кстати, как только заходит речь о мобильном обучении, сразу стоит вспомнить и про социальное обучение, потому как оно получило наиболее интенсивное развитие именно тогда, когда мобильные гаджеты стали неотъемлемой частью жизни большого количества людей, равно как и постоянное нахождение в социальных сетях, что сделало вполне логичным и обучение в социальной сети. Получается, что мобильное обучение и обучение в социальных сетях – это некая единая система доступного образования.

Крупные города России к мобильному обучению уже вполне готовы – устройств и качества интернета достаточно. Не хватает только методики, на основании которой можно было бы понять, что такое мобильное обучение, как его использовать и как для него готовить учебные материалы и учебный процесс. Как только мобильное обучение будет принято на вооружение и станет понятно, что именно с ним делать, оно в России должно начать развиваться вполне активно.

Еще одним потребителем мобильного обучения являются компании. И если учебные заведения могут испытывать финансовые и методические трудности при его внедрении, то их бюджеты вполне позволяют попробовать что-то новое, а компании на рынке электронного обучения уже почти готовы такие решения поставлять. И хочется, чтобы именно тут и началось бурное развитие мобильного обучения. Но пока это не более чем желание или даже мечта.

Основной проблемой развития мобильного обучения в корпоративном секторе стали системы информационной безопасности, которые не позволяют вот так запросто вынести учебные материалы компании «вовне». На Западе эту проблему чаще всего решают через приобретение специальных модулей СДО, которые передают все на мобильные устройства в безопасном режиме. У российских СДО пока таких наработок нет. И даже если производители и заявляют, что курсы и система на мобильных устройствах работают, то многие компании все равно не готовы через недостаточно безопасные соединения передавать столь важную информацию.

В России сейчас нет моды на обучение

Кто-то готов тратить свое время на второе высшее образование по вечерам, но даже эта продвинутая целевая аудитория не старается экономить свое время и ресурсы и учиться с помощью мобильных устройств или хотя бы удаленно из дома. Компании не спрашивают про курсы, которые соискатель прошел в последний год, а многие молодые люди воспринимают диплом не как источник знаний, а как некий пропуск в правильную жизнь и работу в большой компании.

Вопрос культуры

Картина представляется не совсем радужной. И открытое образование у нас не очень работает, и мобильное обучение никак не развивается. Невольно задаешь вопрос: а почему так происходит?

Кроме основной причины, которой мы достаточно часто оправдываем самые разные события в нашей стране, а именно того факта, что в условиях рыночной экономики мы живем всего лишь лет 20, есть и другие, более серьезные причины. Основной из них является культура обучения, которая в нашей стране сейчас не так представлена, как это нужно для развития и электронного обучения, и мобильного, и открытого.

ультура постоянного обучения и развития собственных знаний, постоянного поиска новых источников новой информации приводит к тому, что появляются «знаниевые» приложения для мобильных устройств, проекты отрытого обучения растут как вполне уверенные в себе бизнес-проекты. Люди самостоятельно ищут источники знаний, причем будучи уже избалованными доступной информацией, хотят, чтобы эти источники были удобными, да еще и на тех устройствах, которыми они чаще всего пользуются.

Именно сами слушатели программ, основанных на принципах открытого обучения, и пользователи m-learning призывают поставщиков образовательных услуг сделать контент и учебный процесс доступным в той форме, которая представляется им наиболее удобной в данный момент.

В России сейчас нет моды на обучение. Кто-то готов тратить свое время на второе высшее образование по вечерам, но даже эта продвинутая целевая аудитория не старается экономить свое время и ресурсы и учиться с помощью мобильных устройств или хотя бы удаленно из дома. Компании не спрашивают про курсы, которые соискатель прошел в последний год, а многие молодые люди воспринимают диплом не как источник знаний, а как некий пропуск в правильную жизнь и работу в большой компании.

Так или иначе, но все современные тенденции в применении интернета в образовании основаны именно на спросе со стороны людей, которые хотят учиться. Спрос рождает предложение. И это самое точное определение развития в России образовательных интернет-ресурсов.

http://www.therunet.com/experts/140-obrazovanie-i-internet-rossiyskaya-istoriya

Назад к списку