Виктор Вексельберг: будущее за учеными-бизнесменами

Ступив на путь модернизации экономики, Россия пытается найти возможности для ускоренного развития науки, продвижения новейших технологических изобретений в производство. Эти вопросы находятся в центре внимания Торгово-промышленной палаты, которую возглавляет Сергей Катырин. Но пока инновационной продукции, которая способна пробиться на международные рынки, в России не много.

Для того чтобы она появилась, нужны современные методы стимулирования науки и производства. Как утверждает известный бизнесмен, президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, любые крупные проекты модернизации держатся на трех китах: людях, ресурсах и среде. «Если говорить о людях, носителях знаний, то можно отметить, что пока в России уровень высшего образования высок. У нас очень мощная и структурированная академическая система, насчитывающая более 400 институтов. Но существует проблема – разрыв между фундаментальной наукой и умением конвертировать знание в конкретную коммерческую продукцию, не говоря уже о ее продвижении. В этом мы сильно отстали и сейчас главная задача – соединить возможности науки с реальными потребностями рынка», – уверен президент фонда «Сколково».

В этом направлении делается уже очень многое. «Я хотел бы поддержать предложение премьер-министра Владимира Путина, высказанное в одной из его статей, о выделении более 50% бюджета, идущего вузам, на исследовательскую деятельность, – заявил бизнесмен. – Хотелось бы, чтобы эти исследования не легли на полки в виде толстых книг и отчетов, важно, чтобы критерием оценки эффективности стали конкретные результаты и проекты, воплощенные в практику».

Виктор Вексельберг уверен, что при институтах необходимо создавать центры коммерциализации, учить наших студентов коммерции уже на высших курсах и в рамках аспирантуры – только тогда появится новый класс людей, который соединит в себе две стороны: науку и бизнес.

Развитие инноваций всегда идет в ногу с развитием системы защиты интеллектуальной собственности. Продвижение на рынок любого продукта без оформления соответствующего статуса и защиты попросту невозможно. «На этом направлении ситуация в России просто катастрофическая. Нет специалистов в области патентоведения, нет приоритетов по защите тех инновационных достижений, которые у нас есть уже сегодня», – сокрушается глава фонда «Сколково».

Достаточно взглянуть на цифры, чтобы понять, насколько ситуация серьезна. В 2010 году 22 крупные российские корпорации зарегистрировали около 1000 патентов. В том же году столько же патентов зарегистрировала одна только компания Siemens, а, скажем, Microsoft – 3000, IBM – 5000 патентов. Таким образом, вся российская экономика генерирует интеллектуальной собственности не больше, а то и меньше какой-нибудь одной крупной мировой компании.

то также сильно мешает коммерциализации знаний. Компания IBM более 50% своих ежегодных доходов получает за счет продажи патентных прав. «Безусловно, нам нужно предусмотреть меры по изменению законодательства, по обучению кадров и предоставлению льгот. В практике деятельности центра «Сколково» мы видим инициативные стартапы малых и средних компаний, которые просто никогда не думали о том, чтобы бороться за льготы», – отмечает Виктор Вексельберг, говоря об изменениях в налоговом законодательстве.

«Мы практически вступили в ВТО. Что касается конкуренции и защиты в области интеллектуального права, правила ВТО не предполагают наличия единой глобальной системы регулирования конкуренции», – утверждает миллиардер. В одностороннем порядке страны не имеют права принимать или менять регулятивные нормы антимонопольного законодательства. Это дает беспрецедентное преимущество крупным корпорациям. «А если посмотреть на глобальный рынок, то пробиться в те секторы, куда мы бы хотели, будет чрезвычайно сложно. Пока мы еще находимся в переходном периоде к нормам ВТО, правительство должно поднять этот вопрос и досогласовать его с европейскими коллегами», – считает он.

«В основе любой инновации находится человек. К сожалению, сформировать образ предпринимателя, двигающего прогресс в своей стране, в России не удалось. Возможно, получится сделать это с образом предпринимателя-ученого», – предполагает глава фонда «Сколково». Те вызовы, которые сегодня стоят перед страной и перед миром в целом, требуют объединения этих двух ипостасей. Глобальное потепление, альтернативная энергетика, нехватка воды и продуктов, технологические катастрофы – все эти проблемы должны решать научные работники в союзе с бизнесом, уверен он.

По мнению бизнесмена, российское правительство не смогло выработать политику взаимодействия с инноваторами: «В то же время у президента России до сих пор нет советника по научным вопросам. Во всех ведущих странах такая должность существует, и было бы правильным решением ввести ее и у нас. Как говорили древние мудрецы, глупец науку отрицает, необразованный науку игнорирует, а умный пользуется ее плодами. Давайте будем умными».

Анастасия Казимирко-Кириллова,
Фото: Сергей Губин,
ТПП-Информ


Назад к списку