Александр Гольцов: «Популяризация внедрения BI-систем в российских банках потребует изменения ментальности»

Об уровне автоматизации финансовых институтов, возможных последствиях от санкций для ИТ-индустрии, решениях, позволяющих получать прибыль, рассказал генеральный директор «АМТ-Груп» Александр Гольцов.

- Александр Леонидович, оцените, пожалуйста, состояние банковской автоматизации в России. Какие направления можно назвать уязвимыми?

- Уровень банковской автоматизации в нашей стране весьма высок. Вообще, с точки зрения передовых технологий в России есть две отрасли, где уровень автоматизации соответствует лучшим мировым стандартам по качеству ИТ-решений – это как раз банковский бизнес и операторы связи. Основные «узкие места» банковской отрасли находятся в качестве предоставления услуг, в процедурах и т.д., но не в области ИТ. С технологической точки зрения российские банки можно назвать образцовыми для других видов бизнеса в нашей стране, потому что они соответствуют мировым стандартам.

- Что может грозить ИТ-индустрии в России, если западные компании введут санкции и прекратят поставлять свои решения? В начале лета такой сценарий развития событий обсуждался.

- Все зависит от типа этих санкций. Если в отношении российского рынка будет применен так называемый текущий вид санкций, когда компаниям необходимо получать экспортные лицензии, способные удлинить срок поставки ИТ-решений и процесс согласования документов, то будет плохо, но терпимо. А если санкции будут носить полностью запретительный характер, будет перекрыта возможность приобретения каких-либо товаров, то ситуация станет по-настоящему тяжелой. Однако, несмотря на резко возросшую геополитическую напряженность, до настоящего момента никто из западных контрагентов не пошел на такой шаг. Мы полагаем, что подобное развитие событий маловероятно. Если же анализировать ситуацию с точки зрения банковского бизнеса в России и продумывать «план Б» на случай ужесточения санкций, то следует трезво смотреть на ситуацию.

Основная проблема заключается в информационных системах. Заменить одно «железо» на другое вполне возможно: найти замену телекоммуникационному оборудованию для банков в принципе реально. Есть Huawei, ZTE, Inspur, EdgeCore и другие китайские и южнокорейские компании, способные предоставить качественный эквивалент для работы банков. Более того, можно вспомнить и о российских ИТ-компаниях, которые производят весьма достойные решения. О японских компаниях говорят не так часто, как о китайских, а между тем они способны много чего предложить российскому банковскому сектору. Но основные проблемы, которые может испытать ИТ-рынок в России, заключаются в информационных системах. Если мы не сможем далее использовать, к примеру, продукцию Microsoft, то последствия от западных санкций испытают все россияне, а не только представители банковской отрасли. Подготовиться к такому развитию событий очень сложно: здесь потребуется лет пять усиленной работы. Все надеются, что этого не произойдет. Рынок программного обеспечения – очень сложная структура. Даже если бы не было никаких санкций, а «просто так» какой-нибудь банк решил «переехать», например, с SAP на Oracle, то он бы быстро ощутил, что такой переезд равен двум пожарам.

Следует отметить, что в некоторых банках сегодня существуют самописные системы, но проблема в том, что они были созданы под конкретный банк, под его уникальные задачи. Вывод на открытый рынок даже самого удачного самописного решения для банков – это великие усилия и серьезные инвестиции.

С другой стороны, в сложившемся положении есть и очевидные для российского ИТ-рынка плюсы: сегодня ситуация подталкивает крупных и средних потребителей ИТ-решений не просто скупать все западное, а пристально смотреть на российские компании-производители программного обеспечения. Возможно, у отечественных поставщиков ИТ-товаров и услуг сегодня появляется тот самый исторический шанс, которого не хватало ранее для появления своего софта. Этот «пинок», который был дан рынку, имеет для России больше плюсов, чем минусов. Многие эксперты сегодня это утверждают. Но следует здраво оценивать ситуацию: в области новейших технологий проще сказать, чем сделать. Не всё программное обеспечение «закрывается» отечественными производителями. Переход с решения, предлагаемого Microsoft, во всех странах на нашей планете в ближайшее время до такой степени трудоемок, что практически невозможен. Весь мир не один год пытается «сползти» с представленных Microsoft решений, однако это очень сложно сделать. Эта американская компания удерживает рынок в монополизированном состоянии, прежде всего, благодаря офисным приложениям. Сама операционная система вполне заменима: можно взять Linux и т.д. Но массово заменить Excel, PowerPoint, Word, Visio, Outlook, к примеру, сегодня очень сложно: нужен большой рынок сбыта, чтобы получать средства на постоянное развитие и поддержание продукта.

Но если говорить не о массовом сегменте программного обеспечения, а о нишевых, специализированных системах, в том числе для банковского бизнеса, то здесь открываются новые возможности.

- Ряд экспертов считают, что сегодня банк – это во многом ИТ-структура, а не просто финансовое учреждение. Согласны ли вы с этим утверждением?

- Я считаю, что банк – это, прежде всего, финансовый институт. Рассуждаем ли мы о современном банке или о так любимом футурологами «банке будущего», в любом случае речь идет об определенных регламентах, процедурах и услугах. ИТ-решения помогают ускорить, оптимизировать, автоматизировать процессы, повысить эффективность бизнеса, но они не способны заменить суть работы банка – организацию и управление финансовыми потоками.

- Давайте обсудим тогда конкретные решения, способные помочь российским банкам оптимизировать свой бизнес в нынешних непростых экономических условиях. Скажем, управление персоналом контакт-центра в любой кредитной организации – область, требующая очень кропотливой работы. Какие существуют решения для оптимизации деятельности в этой сфере у «АМТ-Груп»?

- Внедрением решений для оптимизации работы контакт-центров наша компания занимается давно и весьма успешно. По этому направлению с нами сотрудничают такие кредитные организации, как Сетелем банк, «Русский стандарт», ВТБ24 и т.д. «АМТ-Груп» занимается внедрениями специализированных технологий, помогающих правильно настроить трудовой процесс и повысить эффективность работы контакт-центра любого банка – WorkforceManagement (WFM), системы quality-менеджмента, осуществляющие контроль качества, и решения, предоставляющие объективную, независящую от человека аналитическую информацию. Сюда относятся speech-аналитика и так называемые системы контроля работы с приложениями, позволяющие отслеживать, чем же сотрудник занимается на рабочем месте на самом деле, какие программы на компьютере открывает, сколько времени тратит на ту или иную задачу и т.д.

Для любого контакт-центра главной задачей с точки зрения автоматизации является интеграция его работы с приложениями банка. Сам по себе контакт-центр в наше время – вещь достаточно стандартная. Его работа организуется весьма успешно с помощью решений Cisco, Avaya, Genesys. А вот как сделать так, чтобы контакт-центр работал максимально результативно на достижение целей банка – задача гораздо более сложная и требующая интеграции с приложениями самой кредитной организации. Здесь требуется высокий уровень профессионализма, интегратор должен обладать возможностью создавать собственные программные продукты и интегрировать их в существующие.

Предлагаемые нами решения хорошо масштабируются и способны удовлетворить потребности быстро растущего бизнеса. Отличным примером можно назвать проект по миграции ИТ-инфраструктуры процессингового центра Гута-банка на серверы IBM последнего поколения с процессорами Power 7+ и систему хранения данных IBM Storwize. В связи с ростом клиентской базы финансового института и увеличением количества операций, совершаемых с использованием банковских карт, возникла необходимость перевода ИТ-инфраструктуры процессингового центра на более мощную аппаратную платформу, что и было реализовано в партнерстве с «АМТ-Груп». Проект миграции был выполнен специалистами нашей компании в кратчайшие сроки, минимизирующие время регламентных работ, прямо или косвенно влияющих на бизнес-процессы банка.

- Традиционно большое внимание к себе привлекают разработки в области информационной безопасности. Отчасти его поддерживают и законодатели: так, большой интерес в обществе вызвало вступление с 1 января 2014 года в силу 9-й статьи 161-ФЗ «О национальной платежной системе». По вашему мнению, в каких решениях в области информационной безопасности банки сегодня заинтересованы больше всего и почему?

- К вопросам информационной безопасности интерес со стороны банков растет постоянно и прямо пропорционально проникновению ИТ-решений в кредитные организации. Поскольку все внедрения ИТ-систем – это, с одной стороны, повышение гибкости, ведь сегодня клиент может управлять собственным счетом прямо с пляжа, с другой – такая открытость повышает уязвимость пользователя к мошенническим действиям. Интерес кредитных организаций к антифрод-технологиям постоянно возрастает. Так, Сбербанк России в середине ноября прошлого года завершил первый в нашей стране крупный проект по внедрению автоматизированного решения по борьбе с интернет-мошенничеством (fraud-мониторингу), построенного на базе технологий компании RSA – признанного мирового лидера среди производителей систем информационной безопасности. Запуск в промышленную эксплуатацию системы позволил обеспечить дополнительную защиту от несанкционированных действий злоумышленников более полумиллиону корпоративных клиентов Сбербанка во всех регионах России, использующих систему дистанционного банковского обслуживания.

Наши решения способны защитить банк не только от внешнего, но и от внутреннего мошенничества. Это требует специального подхода, и до такого уровня систем банк должен «дорасти». По статистике, до 80% всех инцидентов в области информационной безопасности осуществляется со стороны внутреннего нарушителя, то есть работника банка – инсайдера, который имеет легитимный доступ к защищаемой информации. Инсайдеры очень редко действуют самостоятельно: как правило, для совершения неправомерных действий осуществляется сговор между работником банка и внешними участниками киберпреступления. Для противодействия таким преступлениям «АМТ-Груп» предоставляет банкам специализированные решения.

Для постоянного мониторинга и анализа событий по информационной безопасности создаются ситуационные центры – Security Operation Center. «АМТ-Груп» предоставляет самостоятельное решение, но помимо этого такую услугу можно получить на аутсорсинге. Благодаря использованию технологий такого уровня можно четко реагировать на инциденты, в режиме реального времени производить нивелирующие их негативный эффект действия.

Более активно в российских банках стали пользоваться спросом системы защиты от ddos-атак. Все банки, решившие активизировать свой бизнес в Интернете, например, запустившие свою версию интернет-банка, быстро понимают необходимость защиты от этой угрозы. Одним из наших клиентов является ТКС банк: он настолько нуждался в инструменте защиты от ddos-атак, что пользовался пилотной версией, предоставленной нашей компанией, вплоть до установки полностью укомплектованной системы.

- Что могут предложить банкам новейшие решения в области бизнес-аналитики сегодня, в условиях общей экономической неопределенности и высоких геополитических рисков? Вообще, как быстро BI-системы можно настроить на работу в новых реалиях?

- Востребованность BI-систем в банках в ближайшее время будет только расти. Другое дело, что их правильное использование внутри кредитных организаций находится не на столь высоком уровне, как хотелось бы. Российские банки, в силу молодости отечественного рынка финансовых услуг, в отличие от западных имеют менее проработанные регламенты услуг и слабое прогнозирование возможных сценариев развития событий. Сегодня сама экономическая ситуация подталкивает банки к тому, чтобы усовершенствовать свои возможности в использовании BI-систем. В наши дни если кредитная организация хочет выжить, то она должна научиться прогнозировать. Когда клиентам с депозитом в несколько миллионов предлагают кредит в 300 тыс. рублей под «хорошие проценты» через смс-сообщение или еще хуже через call-центр, то ничего, кроме раздражения или ироничного смеха, со стороны таких потребителей ожидать невозможно. Вот в такие моменты как раз и всплывает слабость банковской аналитики в России. В нашей стране использование BI-систем пока является, скорее, модным течением в среде кредитных организаций, нежели бизнес-необходимостью. Антифрод-сервисы и внедрения новых технологий для решения вопросов информационной безопасности – это бизнес-необходимость. А установка BI-систем – нет. А в западных банках ситуация резко отличается: там аналитика, разработка и тестирование различных сценариев занимают важное место в процессе работы кредитных организаций.

Популяризация внедрения BI-систем в российских банках потребует изменения ментальности. Банк должен «дозреть», а управленцам следует понять, что или они начинают принимать грамотные бизнес-решения даже в условиях замедляющейся экономики, или кредитная организация будет вытеснена конкурентами. В настоящее время финансовый рынок в России «зреет» в этом направлении, но пока еще применение бизнес-аналитики в банках не стало массовым явлением.

- На облачные решения многие банки смотрят скептически. С точки зрения кредитных организаций в них больше рисков, чем плюсов. Вы согласны с этой точкой зрения? Насколько облачная автоматизация выгодна для банков на самом деле?

- Облачная автоматизация выгодна для всех компаний, решивших ее использовать. Она позволяет уменьшить стоимость удельного владения информационной системой. Сегодня, поскольку сети очень доступны, то можно все собрать в одном месте и быстро до этого дотянуться. Это дешево. Облачная автоматизация позволяет удешевить издержки. Гораздо проще иметь один большой центр обработки данных (ЦОД), чем десять средних. Но у банков в центре внимания находятся вопросы обеспечения информационной безопасности: они ничего не готовы отдавать на аутсорсинг. Вот поэтому в России наибольшую популярность имеет корпоративная облачная автоматизация: это частное облако, только для внутреннего использования. Банки все свои информационные ресурсы консолидируют в собственном ЦОД, создают вторую резервную площадку в каком-нибудь регионе нашей страны и так работают. Для самого банка это полезная практика. А в использовании внешних облаков возникают вопросы с обеспечением информационной безопасности. Возможно, со временем ситуация изменится, но лишь при появлении технологий, гарантирующих полную информационную безопасность.

- Таким образом, вы утверждаете, что будущее в банковской сфере за частными облаками?

- Не совсем так. Будущее в банковской сфере за смесью частных и нечастных, то есть частично арендованных облаков. За гибридными облаками. Приведу пример. Крупные западные компании-разработчики обычно имеют свое собственное облако, но для подготовки, например, квотаций, когда идет обсчет и сборка конфигураций оборудования, используют стороннее облачное решение (например, salesforce.com). И это становится все более распространенной практикой в условиях, когда требуется резкое увеличение ресурсов, но оно не носит постоянный характер, а возникает эпизодически. Полагаю, что и банки захотят со временем использовать такой подход в своем бизнесе. Такую логику развития событий диктует экономическая целесообразность, погоня за эффективностью, стремление к оптимизации. В будущем, таким образом, произойдет усиление использования гибридных облаков.

- В заключение хотелось бы услышать ваш прогноз развития банковских ИТ-решений. Сегодня всем уже очевидно, что ближайший год будет непростым для финансового рынка нашей страны. Какие системы являются оптимальными для решения бизнес-задач банков в условиях экономической неопределенности?

- В связи с общей нацеленностью финансовых институтов на бережное отношение к ресурсам интерес они будут проявлять к ИТ-системам по повышению эффективности и оптимизации и, конечно же, к решениям в области информационной безопасности, то есть к усилению защиты от прямых рисков. Сейчас таких гигантских вложений в ИТ-совершенствование кредитных организаций, какие произошли несколько лет назад, не будет. Сегодня в фокусе внимания нацеленность на оптимизацию. Банковская ИТ-индустрия переходит к новой стадии эволюционного развития. В ближайшее время будет идти кропотливая работа над повышением отдачи тех систем, которые уже внедрены в банках: где нужно что-то подсократить – уменьшат, где следует что-то упорядочить – так и поступят, отрегулируют количество персонала, затрат и т.д. Экономить будут все. Революционных всплесков интереса к каким-то банковским технологиям мы не ожидаем. Спрос на ИТ-системы будет генерировать сложная ситуация на рынке. Сама бизнес-среда будет диктовать банкам, что им следует оптимизироваться, анализировать существующие процессы и т.д.

Ссылка на источник

Назад к списку