«Чувствую себя Доктором Зло»

ЕрмолаевОсталась неделя до официального присоединения к Москве новых территорий. 1 июля в состав столицы войдут 144 тыс. га земель с населением порядка 230 тыс. человек. О том, когда «большая Москва» достигнет столичного уровня IT, в интервью «Известиям» рассказал глава департамента информационных технологий Артем Ермолаев. 

— Артем Валерьевич, москвичам сейчас доступно множество электронных услуг, в том числе, запись к врачу. Скоро ли жители «новой Москвы» смогут воспользоваться благами информатизации?

— Чтобы обеспечить присоединенные территории электронными госуслугами, там вначале должна появиться связь. Сейчас в этом плане в «большой Москве» все довольно запущено. Мы объявили тендер на 800 млн рублей на закупку компьютерной техники для московских госструктур. Это общегородские поставки, рассчитанные, в том числе, на новые территории. Органы власти «большой Москвы» получат 2 тыс. автоматизированных временных рабочих мест.

Процесс информатизации на присоединенных землях слишком быстрым не будет, так как пока непонятно, где именно расположатся органы власти, в каких местах сконцентрируются основные госуслуги. Более точные данные появятся к концу лета.

— Планируется ли в этом году оснащение компьютерной техникой школ и поликлиник «большой Москвы»?

— Эти расходы не были заложены в бюджет на 2012 год. Поэтому, скорее всего, оснащение начнется в 2013 году. Кроме того, пока непонятно, как перераспределятся, к примеру, ученики школ на новых территориях после присоединения. В любом случае в этом году в «новой Москве» появятся многофункциональные центры, в которых планируется централизованно предоставлять десятки госуслуг.

— 1 июля также вступает в силу федеральный закон, запрещающий госорганам требовать у граждан документы, которые находятся в базах других ведомств. Готова ли к этому столица?

— Москва год потратила на создание Базового регистра, то есть мы обязали все органы власти работать в одной базе данных и запретили вести двойной учет по одному и тому же человеку. За полтора месяца работы новая система уже получила более 150 тыс. запросов. Москвичи избавлены от необходимости самостоятельно собирать 50 справок из восьми различных ведомств.

В федеральный закон были внесены изменения, которые оставляют чиновникам право требовать документы личного хранения, например свидетельства о рождении. Но мы стараемся идти по принципу полного отказа от лишних бумаг.

— Как ваши коллеги-чиновники относятся к новшествам — дистанционным госуслугам, электронному документообороту?

— Я местами ощущаю себя Доктором Зло. Недавно у мэра было совещание по поводу отписок на электронные обращения москвичей, некоторые префектуры и департаменты получили выговоры. Я ловил взгляды коллег и читал в них много «благодарности».

Но это первая реакция. Потом коллеги понимают, что работать онлайн — удобнее. Взять хотя бы документооборот. Популярные министры и главы департаментов часто уходят домой с тележкой, наполненной документами. Это тысячи страниц! По вечерам они достают эту кипу и продолжают работать. О какой человечности чиновника в такой ситуации может идти речь?

На сегодняшний день электронный документооборот внедрен в 31 столичном ведомстве. 23% чиновников используют электронную подпись. Но это не единственное, что мы делаем. Мы хотим полностью поменять парадигму мышления госслужащих, превратить их в «чиновников онлайн», научить общаться с жителями нормальным языком.

— Недавно вы в составе делегации мэрии ездили в Мадрид и Париж изучать европейский опыт по крупным инфраструктурным проектам. Что вас там поразило?

— Мы уже давно не смотрим на Европу восторженными глазами, в чем-то у нас дела обстоят не хуже. К примеру, систему видеонаблюдения и фотовидеофиксации нарушений ПДД коллеги сделали в несколько раз дороже и при этом менее технологично, чем у нас. Другое дело, что создавали они ее несколько лет назад. Мы же сейчас набрали такую скорость внедрения инноваций, что в ближайшее время сможем не только догнать, но и перегнать европейских коллег по уровню IT.

— Вы считаете, что эта скорость оправданна?

— Есть два пути развития: эволюционный и революционный. Если мы будем идти по первому пути, боюсь, получится очень долго. Конечно, где-то приходится «резать по живому». Например, когда мы пришли со своей инфраструктурой в систему образования, столкнулись с тем, что средний возраст директора школы — за 55 лет. Поэтому инновации проходили тяжело. Но зато дети мыслят уже по-другому, и им всё это нужно.

— Столица должна была первым из российских регионов запустить универсальную электронную карту (УЭК). Начнут ли ее выдавать в этом году?

— Раньше 2013 года она точно не появится. Возникли сложности, связанные с требованием федеральных властей — чтобы УЭК имела отечественный чип. Пока в нашей стране нет аттестованных и сертифицированных интегральных схем. Как только кто-нибудь из отечественных производителей заявляет о собственном чипе, мы тут же выражаем готовность работать с ним и просим предоставить документы. Однако пока не получили ни от кого ни сертификата, ни аттестата. Будем надеяться, что эта проблема в скором времени решится.

Столице УЭК очень необходима, особенно в связи с созданием сложной транспортной инфраструктуры, модернизацией здравоохранения. Мы могли выпустить электронную карту москвича еще полтора года назад, но решили подождать, пока федеральные власти создадут единую систему для всей страны. Параллельно мы разрабатываем региональные приложения для УЭК — в первую очередь, транспортные. Уже идет тестирование так называемого единого билета.

— Совместно с департаментом транспорта вы создаете модель транспортных потоков Москвы. Для этого проводился масштабный опрос жителей столицы. Есть ли уже первые результаты?

— Мы рекордными темпами собирали данные и за четыре месяца построили интересную математическую модель. Она учитывает все аспекты, начиная от ширины каждой дороги и заканчивая количеством человек в жилых домах, школах, бизнес-центрах, с учетом их возраста и возможных маршрутов. На основе этих данных модель выстраивает транспортные потоки, то есть просчитывает, когда и как люди передвигаются по городу. Эта модель позволит нам понять, как строительство нового объекта, расширение или сужение дороги повлияет на количество пробок в столице. К примеру, если вы строите развлекательный комплекс на Волоколамском шоссе, то сможете увидеть, как из-за этого меняется транспортная ситуация по всему городу, вплоть до Ясенева.

Эта математическая модель напоминает большую игрушку — CityBuilder. Сейчас в системе порядка 60 информационных слоев. Следующие полгода мы планируем заниматься повышением точности данных (пока она составляет 50%).

— Система позволяет оценить градостроительные ошибки?

— Да, если бы она существовала раньше, части пробок можно было избежать. На строительство некоторых трасс в свое время потратили большие деньги, а теперь становится понятно: чтобы исправить возникшую из-за этого транспортную напряженность, нужно вложить еще в два раза больше. Но называть конкретные ошибки пока рано, так как есть риск дать слишком поверхностное заключение. Наша задача — к концу года сделать транспортную модель высокоточной и начать использовать ее как полноценного компьютерного эксперта.

Тогда можно будет, в том числе, пересмотреть и маршруты наземного общественного транспорта. Часть из них сегодня перегружена, а многие, наоборот, ходят вхолостую.

— Увидят ли транспортную модель города москвичи?

— С коллегами из департамента транспорта мы разрабатываем интерфейс, который позволит открыть систему пользователям. Но это произойдет не раньше 2013 года.

— Как будет проходить дальнейшее оснащение метрополитена бесплатным Wi-Fi? Намерен ли город включиться в финансирование этого проекта?

— Мы планируем покрыть бесплатным интернетом все линии метро в течение полутора лет. Но город по-прежнему не планирует инвестировать в проект, это будет государственно-частное партнерство. Сейчас мы находимся в финальной стадии переговоров с операторами «большой тройки».

Начинать планируем с тех линий, где курсирует новый подвижной состав. Инвестировать в поезда, которые будут через какое-то время заменены, демонтировать и снова ставить оборудование, слишком накладно.

— Появится ли Wi-Fi в наземном транспорте?

— Такая потребность у пассажиров тоже есть. Как только мы завершим переговоры по метро, начнем думать об автобусах, в первую очередь, об оснащении бесплатным Wi-Fi экспресс-маршрутов. Пока пилотный проект действует только на маршруте № 400 до Зеленограда. Если в случае с метро мы хотим обойтись без рекламы операторов связи, то в салонах автобусов она, скорее всего, появится. Тестирование на предмет оснащения Wi-Fi сейчас проходят также троллейбусы и трамваи.

http://izvestia.ru 

Назад к списку