Новости

2014 / 14.01
Технологические факторы социального прогресса

Технологический прогресс определяет многое в жизни общества, сказал генеральный директор и председатель правления ОАО «РВК» Игорь Рубенович Агамирзян  на открытой лекции «Технологические тренды и окна возможностей» в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС». Лекция завершила курс «Инновационная экономика», реализованный совместно ОАО «РВК» и НИТУ «МИСиС».

Сегодня мы живем в ситуации, когда человечество стремительно приближается к сингулярности научно-технического прогресса. При этом совершенно неясно, что произойдет, когда экспонента развития уйдет в бесконечность, сказал Агамирзян - один из наиболее авторитетных экспертов и управленцев в области инновационной экономики.

У нас есть инструменты краткосрочного прогнозирования в области жизненных циклов социально значимых инноваций (имеется в виду новая технология, изменившая образ жизни, взаимодействия людей, оказавшие влияние на экономическое развитие).

За время существования человека подобных революционных изменений было не так уж и много. Прежде всего - постановка огня на службу интересов человека, затем мореплавание, железные дороги и, наконец, 120 лет назад - автомобильная промышленность, кардинальным образом изменившая структуру социальных отношений и образ жизни общества. Автомобиль обеспечил новое качество локальной мобильности, гражданская авиация обеспечила мировую мобильность. 

Затем последовали компьютеры и интернет. Общество всегда было построено на коммуникации, которая обеспечивалась территориальной близостью. С появлением интернета полноценное общение практически перестает зависеть от географии.  Интересно, что ни один футуролог не предсказал появления мобильной связи. Как в конечном итоге повлияет беспроводная коммуникация на общество – неизвестно. 

До 70-х годов развитие шло по прогнозируемой индустриальной модели развития, к этому времени были реализованы все самые крупные индустриальные проекты – построены ядерные электростанции, ГЭС, создан сверхзвуковой самолет, человек слетал на Луну.  После этого ни одного проекта подобного масштаба не было реализовано,  развитие повернуло на 90 градусов и приоритетом оказалась информация.

Затраты на обработку информации превысили затраты на энергетику, и все новые технологии шли в направлении развития информационных технологий.

Менялось качество жизни и работы, появлялись новые возможности, рос потенциал и повышалась совокупная производительность. Однако внедрение новых  технологий не снижает затраты на производство конечного продукта, а лишь перераспределяет их: неквалифицированный труд рабочего заменяется трудом инженера.

Происходит перераспределение центра создания добавочной стоимости, маркируя новую индустриальную революцию. В традиционной экономической модели на emerging markets  (рынки развивающихся стран) центром создания добавочной стоимости являются производственные активы. В современной экономике на развивающихся рынках наблюдается общий тренд: добавочная стоимость создается в конструкторских бюро - там, где придумывается новое. 

В качестве примера перераспределения можно привести программное обеспечение. В его создании отсутствует производство как таковое, так как идет тиражирование и копирование. 100% добавленной стоимости составляет стоимость труда инженеров, дизайнеров и менеджеров.

В микроэлектронике произошло разделение всего  технологического процесса на две разные составляющие: 1) разработка микросхем, чипов, в которых нет производственных мощностей, где бизнес является инженерно-дизайнерским, и 2) производство микросхемы по чужому дизайну. Обороты первых превысили обороты вторых. 

Тот же процесс можно наблюдать в фармацевтике, когда производственные мощности превращаются в принтер для печати лекарства. Подобные преобразования – тренд, который окажет самое сильное воздействие на структуру экономики.

Развитие  digital manufacturing, advanced manufacturing привело к созданию промышленных роботов, которые стали основным производственным инструментарием в современном массовом производстве.

В развитых странах наблюдалась деиндустриализация - вывод производственных мощностей в Китай при концентрации в Европе мощностей инжиниринговых. В последние несколько лет смогли практически полностью автоматизировать физическое производство. Сегодня по-настоящему современный завод - безлюдное производство, обслуживаемое несколькими людьми, и огромные инженерно-дизайнерские центры. Это уже скорее завод при КБ, а не наоборот. Производство становится принтером для интеллектуального продукта, завод превращается в принтер деталей по готовым чертежам.

Это дало новый импульс развитию экономики, возникла новая индустриализация. Производственные процессы возвращаются в развитые страны в виде других технологических платформ. В настоящее время информационные технологии являются платформой технологического развития точно так же, как в  XX – машиностроение.

Метаморфозы индустриально-промышленных технологий на базе цифрового производства будут преобразовывать весь ландшафт экономики. Малому бизнесу станет доступно все то, что было доступно только крупным индустриальным производителям.

Обозначив технологические тренды в ретроспективе, Игорь Рубенович рассказал о тех окнах возможностей, которые открываются сейчас или откроются в ближайшее время. Они связаны с применением информационных технологий в современном  мире: производстве, управлении, в обслуживании реальных потребностей человека. Конкретнее, это advanced manufacturing, робототехника, smart системы, цифровая медицина (digital health) - то, что реально нужно людям. Это делается для повышения  востребованности и конкурентоспособности, причем не только и, скорее всего, не столько для удешевления процесса, сколько для получения нового качества продукта.

«Целясь в сегодня ты попадешь во вчера. Чтобы попасть в завтра, надо целиться в послезавтра», - напутствовал собравшихся Игорь Агамирзян.

Комментируя Pro Science цели и задачи внедряемого в вузах курса «Инновационная экономика», Игорь Рубенович отметил:

«Мы давно считаем, что научить человека предпринимательству нельзя, но дать ему основу понимания того, как устроена современная экономика, реальный современный мир, в котором всем предстоит жить - независимо от того, чем человек занимается, - необходимо. Тогда те, у кого есть способности к предпринимательству, смогут реализовать свой талант. Если человек с предпринимательским талантом, но при этом не понимает, как устроен мир, то он в лучшем случае реализуется как мелкий розничный торговец.

Уже несколько лет я говорю о том, что надо вводить курсы по основам инновационной экономики в общие курсы по экономике, которые читают всем студентам, в том числе технических вузов. Это нужно чтобы те, кому это окажется интересным, могли дальше специализироваться и развиваться в этой области. На мой взгляд, для любого технического специалиста это знание сегодня совершенно необходимо.

В этом году в течение семестра мы реализовали курс “Инновационной экономики” как пилотный проект по пяти вузам. Это в большей степени проба пера, чтобы создать концентрированный курс, который дальше можно будет интегрировать в то, что дают всем студентам.

У нас с МИСиСом есть некоторое количество проектов, в том числе  создание сертифицированной лаборатории персонального цифрового производства – ФАБЛАБ (Fab Lab), мы также совместно разработали магистерскую программу, которую потом тиражировали.

Мы уверенны в том, что развитие инновационной экономики и технологий у нас в стране без человеческого капитала невозможно. Имеет смысл ориентироваться на работу с ведущими университетами, которые являются центрами генерации знаний».

Как сообщают организаторы, курс является частью плана мероприятий по модернизации российского инженерно-технического образования с точки зрения потребностей инновационного развития России. Он направлен на ознакомление студентов технических и естественнонаучных специальностей с основными принципами функционирования инновационной экосистемы.

http://polit.ru/article/2013/12/30/ps_inn_misis/

К списку новостей