Новости

2014 / 18.04
Ситуация на Украине и российский экспорт программного обеспечения

Месяц назад, находясь в Красноярске, я смотрел на то, как начинались события в Крыму. Тогда было совсем не ясно, чем все это обернется для членов РУССОФТ. Ведущие компании активно работали на Украине, где занимали ведущие позиции в местном сообществе разработчиков. Порядка трети объема производства ПО на Украине давали центры разработки, принадлежащие российским компаниям. США и страны Европейского Союза являлись ведущими партнерами и клиентами для наших компаний, а уровень интеграции в бизнес клиентов из этих стран достигал проектов национального масштаба и затрагивал очень чувствительные сферы. Принятие санкций против России могло бы нанести существенный урон российской софтверной индустрии.

С тех пор внутри РУССОФТ прошел бурный обмен мнениями. В конце марта делегация РУССОФТ побывала в США на российско-американском инновационном Форуме и Глобальном технологическом симпозиуме (Global Technology Symposium), а на прошлой неделе состоялся IT-саммит АПКИТ, на котором последствия украинского кризиса обсудили представители IT-ассоциаций России, Украины и Беларуси. По результатам всех проведенных дискуссий можно сделать первые выводы.

  1. Первые пакеты санкций против России не смогут пагубно повлиять на сотрудничество российской индустрии разработки ПО с США. В случае, если в ближайшее время не произойдет событий, связанных с военными действиями какой-либо из сторон, ожидать серьезного ухудшения сотрудничества с США (и со странами ЕС) не стоит.
  2. Отмечаются единичные отказы европейских компаний от новых контрактов с российскими компаниями (из Англии и Франции, что забавным образом отражает участие этих стран в Крымской войне против России в XIX веке), но пока отказ от работы с Россией не носит системного характера.
  3. Бизнес в США и странах ЕС не слишком внимательно следит за внешнеполитической борьбой, обращая больше внимания на собственные интересы. Выбор российских компаний в качестве партнеров осуществляется нашими западными контрагентами не на основе политических пристрастий, а в качестве более выгодной альтернативы поставщикам из Индии, Китая и Латинской Америки. Мы выигрываем конкуренцию за счет исключительной креативности разработчиков и более низкого культурного барьера.
  4. Проблемы могут появляться только в работе с компаниями, выполняющими контракты с американским государством. Хотя и они заинтересованы в первую очередь в реализации своих бизнес-интересов, которые видят в сотрудничестве с Россией.(Кстати, об американских государственных контрактах. На меня глубокое впечатление произвела встреча с Куртисом Карлсоном (Curtis R.Carlson)., генеральным директором компании Stanford Research Institute (SRI), которая представляет собой мозговой центр всей Кремниевой долины. Куртис пригласил на встречу Ивана Михайловича Бортника (в настоящее время исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России. – Ред.), а тот позвал меня, поскольку мы оба участвовали в Global Technology Symposium. Главной темой разговора было предложение SRI по трансферу технологии конверсии и коммерциализации проектов, реализованных DARPA по государственным контрактам. Не могу раскрывать подробности, могу лишь сказать, что эта технология позволила SRI добиться великолепных успехов, включая реализацию интернет-технологий, создание телевидения высокой четкости и технологии автоматизированного лингвистического перевода, создание целой гаммы лекарственных препаратов и систем искусственного интеллекта. Основой успеха Куртис назвал отказ от финансирования реализации проектов конверсии в государственных учреждениях и организациях (включая университеты) и передачу контрактов исключительно в руки частных компаний или консорциумов с лидирующим положением частного бизнеса.)
  5. Присоединение Крыма к России создает проблемы для работы российских компаний на Украине. Факт потери территории, сопровождаемый интенсивной антироссийской пропагандой, вызывает антирусские настроения у граждан Украины, особенно у молодежи. Нашим компаниям требуется поддержка государства для проведения дополнительной работы в области HR, PR, GR с целью сохранения влияния на персонал и для поддержания партнерских отношений с украинскими компаниями.Хорошо, если необходимость поддержания уровня российского бизнеса на Украине будет учтена российским руководством. В настоящее время именно российская индустрия разработки ПО, обеспечивающая паритет с Западом в области высоких технологий, выполняет тонкую функцию поддержания интегральной целостности единого народа, проживающего на территории славянских стран. И утрата этой функции была бы большой ошибкой.
  6. Ближайшее время покажет, будут ли приняты новые санкции Запада против России. В любом случае, ситуация на глобальных рынках для российских компаний не может остаться на прежнем уровне. Она будет подвержена дополнительным рискам. Для обеспечения технологической безопасности и для поддержки индустрии в ее конкурентной борьбе на глобальном рынке государство могло бы принять дополнительные меры.
    1. В частности, представляется очень важным освободить пути для прямого участия частного бизнеса в государственных контрактах на проведение НИР и на поставки решений, продуктов и услуг напрямую государственному заказчику в систему Минобороны и служб безопасности.
    2. Также необходимо перейти от слов к делу при поддержке международного маркетинга и выхода российских компаний на глобальный рынок. Нужны дополнительные меры для поддержки наших компаний на развитых рынках США, ЕС и Японии. И нужно оперативно выходить на новые рынки — Китая, Юго-Восточной Азии, арабского мира и Латинской Америки. Для этого было бы целесообразно создавать специализированный орган для поддержки высокотехнологичного экспорта, как это сделано в других странах БРИК.

Автор – президент некоммерческого партнерства РУССОФТ, объединяющего российские компании – экспортеры программного обеспечения.

http://www.russoft.ru/tops/1858


К списку новостей