Новости

2014 / 02.06
Какой должна быть ИТ-стратегия

ИТ-стратегия по-прежнему вызывает бурный интерес многих российских компаний. Как правильно толковать термин, как составлять документы, что является критерием успешности или неуспешности ИТ-стратегий – это далеко не полный перечень тем, рассмотренных на прошедшей 28 мая конференции «ИТ-стратегия 2014». Организованное CNews Conferences и CNews Analitycs мероприятие собрало большое количество участников – ИТ-директоров и руководителей ИТ-подразделений из самых разных сфер, включая госструктуры, банки, ритейловые, производственные компании.

Ключевая тема конференции была определена в самом начале – нужна ли ИТ-стратегия компании и насколько сильно она отличается (и отличается ли) от бизнес-стратегии. Мнение о том, что ИТ-стратегия должна быть частью бизнес-стратегии, озвучило большинство участников. Некоторые, в частности, Юрий Зеленков, директор по информационным технологиям НПО «Сатурн», даже предложил вместо термина «ИТ-стратегия» использовать сочетание «стратегическое управление ИТ».

Как бы не назывался документ, дальнейшие действия ИТ-директора должны сводиться к тому, чтобы сперва убедить бизнес-подразделения на необходимость внедрения тех или иных ИТ-решений и эффективно реализовать все намеченные в ИТ- и бизнес-стратегиях планы. Юрий Зеленков озвучил довольно интересную трактовку стратегии организации. По его словам, у организации как таковой нет никаких целей. Она лишь координирует и мотивирует сотрудников к выработке и соблюдению некоего общего соглашения. На эти процессы влияют как традиционные экономические факторы, описываемые во многих учебниках по теории организации – среди них дрейф предпочтений потребителей, изменение приоритетов поставщиков, появление новых игроков, продуктов, так и относящиеся к ИТ и особенностям бизнеса. Деятельность организации определяется общественными формальными и неформальными правилами, а организационный опыт накапливается путем модификации рутинных процедур. Спикер сослался на профессора менеджмента Генри Мицберга, который говорил о том, что организации не всегда следуют формализованным бизнес-стратегиям.

Схожие теоретические выкладки привел и Алексей Широких, CIO Сколковского института науки и технологий. Для создания продуктов, оказания услуг, принятия решений бизнес нуждается в информации, то есть определенного рода данных, необходимых в управленческой деятельности. Число источников и категорий, откуда поступают эти данные, довольно велико – это и процессы в организации, и стратегические партнеры, и персонал, и ИТ-приложения, и архитектура, структура компании. Все вместе это определяет и бизнес-стратегию, и ИТ-стратегию, которая на стратегическом, управленческом, оперативном уровнях обеспечивает решение задач. Дополнительным четвертым уровнем являются знания, получаемые из проектных спецификаций, корпоративных документов и формируемые ИТ-специалистами и техническим персоналом компании.

Современные компании, по мнению Алексея Широких, должны мигрировать от ресурсной к сервисной модели – это влияет на прозрачность, управляемость ИТ-служб и повышает эффективность информационных технологий при решении бизнес-задач. Эта парадигма активно внедряется в СколТехе — сравнительно молодом учебном заведении, задача которого воспитывать специалистов для инновационных отраслей экономики и Сколково. Сколковский институт существует около двух лет. В нем обучается около 2 тыс. студентов по нескольким направлениям – космические исследования, атомные технологии, энергетика, биомедицина и информационные технологии.

Одним из основных инвесторов создаваемых в Сколково технологий является Роснано. Владимир Гревцев, ИТ-директор инвестиционной корпорации, резюмировал, что без правильно выстроенной бизнес- и ИТ-стратегии успешные стартапы невозможны. ИТ в компаниях являются тем самым инструментом, который обеспечивает рост бизнеса, повышает управляемость и производительность.

 http://corp.cnews.ru/news/2014/05/30/kakoy_dolzhna_byt_itstrategiya_574023

К списку новостей