Новости

2012 / 08.02
100 000 подписей в интернете могут инициировать новый закон

Субъектом законодательной инициативы может стать российская общественность — ее законопроект парламент будет рассматривать, если эта инициатива соберет в интернете не менее 100 000 подписей, предложил кандидат Путин в очередной программной статье, опубликованной в «Коммерсанте» и посвященной развитию демократии. Анонимного голосования не будет: участники должны будут проходить специальную регистрацию.

Идея Путина не нова. В Москве вот уже 10 лет действует закон, по которому инициативная группа из 50 человек может внести в Мосгордуму законопроект, если соберет под ним 50 000 подписей. Но он предусматривает большое количество ограничений по тематике инициатив и практически не работает. Законопроекты по такой схеме когда-то вносились, но ни один не был принят, рассказал председатель Мосгордумы Владимир Платонов. Проблема заключалась в том, что это были популистские инициативы, их авторы не продумывали механизм реализации, вспоминает он. Интернет может упростить процедуру сбора подписей, но не улучшит качество инициатив, предупреждает он. «Это как митинг: 100 000 вышли — значит, давайте выборы отменять», — иронизирует парламентарий.

Путин предлагает также расширить сферу применения коллективных исков: в кодексе административной юстиции (который Путин пообещал принять в одной из предыдущих статей) появится норма, которая даст общественным объединениям право подавать судебные иски в защиту интересов своих участников, «это даст возможность гражданину отстаивать свои права, например спорить с губернатором не в одиночку».

Организации и сейчас могут судиться в интересах своих членов, такое право дает закон об общественных объединениях, говорит председатель Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций Павел Чиков. Революция произойдет, если общественники получат возможность судиться в защиту интересов неопределенного круга лиц. Сейчас они делать этого не могут, поэтому часто лишены возможности оспаривать действия органов власти или вынуждены искать лазейки. Например, чтобы оспорить отсутствие представителей общественности в комиссии по переаттестации высшего начальствующего состава МВД, «Агоре» пришлось подавать заявление с просьбой включить в комиссию представителей организации, а затем оспаривать отказ. И все равно Верховный суд отказался рассматривать заявление, отмечает Чиков. Он сомневается в том, что общественным организациям позволят выступать в интересах всего общества, предоставив им мощный инструмент давления на органы власти.

www.vedomosti.ru

К списку новостей