Новости

2015 / 23.11
Государство не откажется от иностранного софта

Государство не откажется от иностранного софта. С 2016 года его госзакупки будут запрещены, но из правила много исключений. В реестр смогут попасть программы, исключительные права на которые принадлежат российской компании или России.


Государство будет закупать только программное обеспечение, значащееся в реестре российского, говорится в постановлении правительства, опубликованном в пятницу. Формировать реестр будет Минкомсвязи, принимать решение о включении в него – экспертный совет (в нем чиновники и представители профильных ассоциаций), а вести – специальный оператор, говорится в сообщении на сайте Минкомсвязи. В реестр смогут попасть программы, исключительные права на которые принадлежат российской компании или России, лицензионные отчисления иностранцам не превышают 30% выручки за программу. Сведения о программах, являющихся гостайной, в реестр не попадут. Постановление дополняет закон, запретивший госзакупки иностранных программ с 1 января 2016 г.

Но есть широкий список исключений – в постановлении описано, как доказать невозможность выполнить требования. Достаточно, чтобы программы не было в реестре. А если она в нем есть, нужно указать, что она не соответствует установленным заказчиком требованиям, говорится в постановлении. Объяснение нужно опубликовать на zakupki.gov.ru вместе с извещением о закупке.

Для других отраслей, попавших под ограничения иностранных закупок, таких широких исключений нет. Минэкономразвития готовит общий документ (проект постановления размещен на regulation.gov.ru), описывающий условия, при которых госзаказчик может предпочесть иностранную продукцию российской. Это постановление в первую очередь ориентировано на высокотехнологичную и инновационную продукцию, говорит директор департамента Минэкономразвития Максим Чемерисов.

В 2014 г. государство потратило 1,18 млрд руб. на закупки программного обеспечения у основных иностранных поставщиков – Microsoft, IBM, Oracle, SAP и Cisco (данные Ассоциации электронных торговых площадок). Вряд ли ограничение стимулирует иностранных производителей программ передавать исключительные права российским «дочкам», говорит вице-президент IT-кластера «Сколково» и бывший гендиректор «SAP СНГ» Игорь Богачев. «Пока мне не известно ни одно российское программное обеспечение, которое по функционалу опережало бы иностранное, кроме узко специализированного», – рассуждает он, но через 3–5 лет жестких мер российские компании поймут, что у них есть рынок сбыта, начнут инвестировать в разработку и смогут вытеснить примерно 20% зарубежных программ.

Постараемся закупить все необходимое программное обеспечение в декабре, а дальше будем продлевать лицензию, говорит сотрудник одного из госзаказчиков, относящегося к Министерству культуры. Доля закупаемых им российских программ – не более 10–15%, в основном системы безопасности. Нет аналогов Photoshop или Сoreldraw, отказываться от них предприятие не собирается – программистам не составит труда объяснить, почему российские аналоги не соответствуют их требованиям, но бумажной работы прибавится, вздыхает госзаказчик.

Госпредприятия из санкционного списка уже лишены возможности закупать продукцию таких компаний, как SAP, Microsoft, Oracle, говорит директор по закупкам одного из них: пытаемся найти российские аналоги, но пока безуспешно – счастье, что еще действуют лицензии.

Ссылка на источник

К списку новостей