Новости

2016 / 15.01
Гамлетовский вопрос пользователя смартфона: to talk или to tap?

Героиня фильма Кэтрин Бигелоу «Цель номер один» отправляет оперативнице ЦРУ в Афганистане СМС: «Ответь, когда сможешь». Вместо ответа через несколько секунд звучит взрыв. На дисплее застывает безответное: Answer when you can.

В реальном мире все больше владельцев смартфонов перестают пользоваться ими как телефонами. «Более четверти обладателей смартфонов на развитых рынках в нынешнем году не будет использовать свои устройства для традиционных телефонных звонков», - пишет газета Financial Times, ссылаясь на исследование компании Deloitte.

По данным Deloitte, вместо звонков по традиционным телефонным сетям владельцы мобильных телефонов все чаще пользуются мессенджерами, социальными медиа, видео и голосовыми сервисами.  22% участников опроса сказали, что вообще перестали пользоваться телефонами для совершения традиционных звонков в 2015 году. Тремя годами ранее доля таких людей была вдвое меньше, 11%.

По мнению Deloitte, это свидетельствует о быстром переходе к так называемым over the top интернет-сервисам. Компания предсказывает, что доля их пользователей возрастет в нынешнем году до 26%.

«Раньше было принято говорить, - цитирует FT  аналитика Deloitte Пола Ли. – Теперь принято печатать».

Четверть владельцев смартфонов на развитых рынках не используют их для традиционных звонков. Фото Sk.ru

Что в смартфоне тебе моем 

Руководитель  мобильного центра IT-кластера «Сколково» Василий Рыжонков уточняет, что речь идет не об отказе от использования смартфона как телефона, а именно о переходе к разнообразным OTT сервисам, что справедливо и в случае с российским рынком.

«Люди действительно стали меньше пользоваться звонками по классической технологии 3G -4G и переходят к over the top сервисам, потому что это дешевле, - поясняет он в интервью Sk.ru. - Я охотно верю в приведенные в статье данные. Думаю, что в зависимости от страны могут быть и более высокие цифры. Если посмотреть, как это происходит в Скандинавии, там больше 50% звонят по скайпу с видео через мобильные устройства. Я жил в Швеции и могу это засвидетельствовать.  В России это немножко не так, потому что у нас инфраструктура 4G стала появляться только 3-4 года назад и начала разрастаться от мегаполисов. Мы физически ограничены размерами мегаполисов или WiFi сетями, установленными в офисах или домах. Поэтому в России это не 22%, а значительно меньше – экспертно, 3-5%».

Василий Рыжонков: «Люди действительно стали меньше пользоваться звонками по классической технологии». Фото Sk.ru

Другое дело, что мобильные устройства вообще все чаще используются не как средство коммуникации, а как инструмент получения разнообразного контента, прежде всего, видео, указывает Рыжонков, ссылаясь на отчет таких компаний, как Эриксон:  55% времени пользователи проводят, потребляя видеотрафик.

«Раньше было принято говорить. Теперь принято печатать»

Другое популярное использование мобильников связано с фото. По прогнозу Deloitte, в нынешнем году в интернет будет загружено и «расшарено» по соцсетям 2,5 триллиона фотографий; в 90% случаев инструментом этих занятий будут смартфоны. Компания также прогнозирует стремительный рост востребованности мобильных платежей через сервисы типа Apple Pay -  на 150% в текущем году.

Если вернуться к изначальной функции мобильных устройств как средства коммуникации, то среди тех, кто не использует традиционные или нетрадиционные способы голосовой связи наиболее популярны СМС, за ними с небольшим отрывом идут мессенджеры, электронная почта и социальные сети, пишет Financial Times.

Мессенджеры являются наиболее динамично развивающимся сегментом:  с момента начала их распространения в 2012 году использование таких сервисов, как WhatsApp, удвоилось за три года и достигло 59% в 2015 г.

Физики любят поговорить 

В отсутствии надежных статистических данных о том, как обстоит с этим дело в России, Sk.ru опросил студентов, исследователей и профессоров Сколковского института науки и технологий. Выборка из 20 респондентов не позволяет делать сколько-нибудь определенные выводы из результатов мини-опроса, однако сами по себе ответы оказались достаточно неожиданными.

Смартфон в руках студента Сколтеха это не только коммуникатор, но и регистратор важных событий. С вице-премьером Аркадием Дворковичем. Фото Sk.ru.

Из восьми исследователей Сколтеха только один, Андрей Казак, сообщил, что использует смартфон для разговоров. Ответы остальных свелись к формуле «to tap».

Из числа профессоров Сколтеха такой же ответ, «to tap», дали Наталья Берлова и Панайотис Каррас.

Однако, как выясняется, далеко не все профессора используют смартфон в этом качестве, как, впрочем, и сам смартфон. «У меня нет смартфона, только обычный, самый простой, телефон, поэтому я его использую только «to talk», - говорит физик Анатолий Дымарский. Его коллега физик Борис Файн также использует мобильник в его изначальной функции.

Еще один сколковский профессор-физик, Альберт Насибулин примерно половину времени, что ему доводится держать в руках мобильное устройство, использует его для чтения. Оставшиеся 50% распределяются в равной мере на голосовые и текстовые коммуникации.

Вице-президент Сколтеха Алексей Ситников говорит по мобильному телефону менее 50% того времени, что пользуется им.

Самый оригинальный ответ дал профессор Сколтеха физик Василий Перебейнос: «К сожалению, я не использую смартфон по идеологическим соображениям. Но если бы он у меня был, то я бы, конечно, по нему говорил».

Профессор Сколтеха Василий Перебейнос отказывается от смартфона "по идеологическим соображениям". Фото из личного архива

По просьбе Sk.ru, профессор Перебейнос обосновал свой «идеологический» отказ от использования смартфона: «Когда мне нужен GPS для машины пробки смотреть, я покупаю планшет и использую его для GPS только. Когда мне нужен телефон, я покупаю обычный телефон и звоню (в разы дешевле и заряжаю раз в 2 недели). Когда мне нужен ноутбук, чтобы делать tap, я покупаю ноутбук для этой цели.

А вообще сотовый нужен, чтобы я мог позвонить, когда мне нужно, а не мне могли позвонить в любое время. В любое время мне можно писать e-mail (и это намного эффективнее меня поймать), а сотовый очень часто находится в выключенном состоянии. Но это уже философская тема». Если серьёзно, добавляет профессор,  «коллеги – учёные  из США, которые действительно хорошие учёные, смартфонов тоже не имеют». Василий Перебейнос приводит пример самого цитируемого исследователя IBM Джерри Терсоффа (h-index 87).

Студентка Сколтеха Мария Соколова, не прибегая к философским категориям, выразила схожее отношение к смартфону: «Я выкинула свой смартфон, так как to tap удобнее использовать планшет с большим экраном, а to talk намного удобнее и надёжнее использовать телефон с кнопками вместо сенсорного экрана (он компактнее, в разы дольше держит заряд, и нет проблемы позвонить кому-то с улицы). Ну, а в планшете я могу делать всё, начиная от пользования почтой и чтения научных статей и заканчивая даже просмотром результатов секвенирования и трёхмерных кристаллических структур белков в специальных приложениях».

В новогоднюю ночь лучше писать, чем говорить 

Представители индустрии и экспертного сообщества указывают на несомненные, с их точки зрения, преимущества текста перед голосом в смартфоне.

«Не стоит забывать про интровертов, которые вообще не очень любят общаться; как только технологии позволили им избежать звонков, они сразу стали пользоваться менее персональным текстовым общением»

«В последнее время действительно становится заметна тенденция сокращения голосового общения в пользу текстовой (а иногда и мультимедийной)  коммуникации», - говорит  технологический евангелист Microsoft в России Дмитрий Сошников, аргументируя этот тезис рядом факторов.

«Поскольку современные смартфоны (в отличие от классических мобильных телефонов) одинаково хорошо подходят для голосовой и текстовой связи, то в тех случаях, когда текст удобнее, – без сомнений прибегают к нему! Это может быть, например, обусловлено неудобством голосового разговора – например, если мы едем в метро, сидим в шумном ресторане или на лекции. Текстовое общение не требует полностью отвлекаться от происходящего, и современное поколение молодёжи может воспринимать его как некоторую «фоновую активность».

Также у текстового общения имеется ряд преимуществ в деловой сфере: сохраняется история переписки, весь контекст коммуникации становится доступен, в нем можно осуществлять полнотекстовый поиск (в то время как голосовые звонки пока еще далеко не всегда автоматически транскрибируются и становятся доступными для поиска), да и затем в процессе документооборота легче использовать текстовый материал. Текстовое общение легко может проводиться в режиме коллективной переписки (будь то группы с соцсетях или традиционная электронная почта), либо в формате один-ко-многим.

Наконец, немаловажную роль играет изменяющийся стиль делового общения в современном мире, когда время является очень ценным ресурсом. Известно, что для находящегося в состоянии потока творческого человека прерывание этого состояния равносильно потере 10-15 минут времени, и с этой точки зрения голосовой звонок (который вырывает человека из контекста, в котором он находится) является намного менее предпочтительным, чем текстовое сообщение, на которое можно ответить в специально отведенное время.

Дмитрий Сошников: современные смартфоны  одинаково хорошо подходят для голосовой и текстовой связи. Фото из личного архива

Ну, и, конечно, не стоит забывать про интровертов, которые вообще не очень любят общаться; как только технологии позволили им избежать звонков, они сразу стали пользоваться менее персональным текстовым общением», - резюмирует Дмитрий Сошников.

Евангелист Microsoft  также обращает внимание на появление сервисов, автоматизирующих многие процессы, такие, как заказ такси, билетов или гостиницы. Вместо того чтобы говорить с оператором, намного эффективнее сразу воспользоваться интерфейсом приложения и получить доступ к информации без посредника, считает он.

С ним согласен руководитель мобильного центра IT-кластера «Сколково» Василий Рыжонков, который ссылается на собственный опыт: «Для меня смартфон  - это очень активный помощник. Я много по нему говорю - полагаю, процентов 30 времени. Причем говорю не только через классические технологии, но и over the top. Такие сервисы, как Skype, WhatsApp, Viber уже предоставляют функции звонков, причем - что существенно - конференционных звонков. Я использую смартфон для заметок и очень активно использую финансовые сервисы, а также все сервисы, связанные с уберизацией, –  активные такси и появляющиеся сейчас интересные сервисы для заказа проведения уборки, выбора поставщиков доставки еды».

Вышесказанное перекликается с  одним из тезисов статьи в Financial Times: смартфон вытесняет из  «голосовой сферы» целые сектора услуг, включая  упомянутые собеседниками Sk.ru  вызов такси и заказ фастфуда.

«Не надо только все сводить к мобильным технологиям, - уточняет Василий Рыжонков. - Несмотря на их постоянное развитие, мы же еще пользуемся десктопными устройствами и ноутбуками, и выигрывать будут, в моем понимании, сервисы с облачной платформой, которая имеет разный фронтенд. Просто мобильные устройства и мобильные приложения – это всего лишь и есть разный фронтенд».

По мнению главного редактора ресурса DGL.ru и журнала «Мир ПК» Олега Капранова, ключевыми для перехода пользователей от традиционных голосовых вызовов к коммуникациям при помощи передачи данных можно считать два аспекта: интегрированность в мобильные и иные устройства и более широкий ресурс IP-сетей. «Сегодня можно уже не задумываться о том, через какой конкретно мессенджер вы общаетесь: единая телефонная книга позволяет осуществлять вызовы и отправлять сообщения в один клик, - говорит он.

Есть еще один немаловажный аспект – это нагрузка на сети. «Наиболее ярким для меня стал личный опыт в новогоднюю ночь, - рассказывает Олег Капранов. - Несмотря на все заверения операторов связи о способности выдержать пиковые нагрузки, мне так и не удалось дозвониться до нескольких близких людей. Однако через WhatsApp, Viber и Wi-Fi-соединение звонки осуществлялись без проблем.  Не наблюдается и разница в качестве связи. А ведь когда мы говорим о коммуникациях, для нас важна надежность, предсказуемость и гибкость, позволяющая в кратчайшие сроки найти альтернативу, если тот или иной сервис недоступен. Сказывается и фактор цены. Несмотря на практически повсеместное распространение безлимитных пакетов и пакетов с недостижимыми лимитами, коммуникации через передачу данных сегодня выглядят наиболее предпочтительно, так как изначально не предполагают ограничений», - подчеркивает главный редактор журнала «Мир ПК».

Разнообразие способов коммуникаций или конец общения?

Никто из собеседников Sk.ru, высказывавших аргументы в пользу текстового формата коммуникаций, не отметил такого очевидного следствия распространения этого формата, как дальнейшее исчезновение человеческого общения. Подобно тому, как с появлением стационарного телефона люди перестали писать письма, мобильный телефон, и в особенности смартфон, убивают человеческий разговор без посредства технических  средств. Всем знакома картинка: компания собралась вместе отдохнуть, и все уткнулись в свои мобильные телефоны. 

«Я не использую смартфон по идеологическим соображениям. Но если бы он у меня был, то я бы, конечно, по нему говорил»

«Это очень сложный и важный вопрос, - признает Василий Рыжонков. - Изменился принцип общения с миром. В 80—е 90-е годы люди ходили на рок-концерты, и впитывали в себя эту атмосферу. А сейчас люди впитывают рок-атмосферу через Instragram, когда кто-то зачекинился на каком-то концерте. Есть сервисы, которые меняют принцип работы человека, общества и мира в целом. Они действительно могут привести к очень грустным последствиям, когда в будущем нам все меньше нужно будет общаться друг с другом. Это однозначно сказывается на подрастающем поколении, которое потребляет мир через экран планшета, обращаясь туда за помощью, решая свои задачи, да и просто, чтобы познакомиться. Мы становимся дегуманизированным обществом, я вынужден это констатировать – по своей работе и даже по самому себе. Мы приходим с женой после работы, садимся за лэптопы и иногда даже говорим друг с другом через Viber. Это и грустно, и удобно, но это действительно так. В этом смысле я не знаю, в каком обществе мы будем жить лет через двадцать. Вполне возможно, что недалек тот момент, когда мы, как герои фильма Спайка Джонса «Она», влюбимся в операционную систему».

Впрочем, руководитель мобильного центра IT-кластера «Сколково» называет такого рода пессимистические прогнозы «антиутопией», полагая, что нормальное человеческое общение переживет успехи в развитии текстовых форматов мобильных технологий и даже приобретет от них новое качество.

Он связывает свои надежды, в том числе, с тем, что набирающий популярность способ использования смартфона для «тэппинга» не продержится долго. «Я полагаю, что мы уйдем от «тэппинга», я не считаю, что это интуитивно удобный интерфейс. Мы будем получать все больше помощников в виде голосовых сервисов. Так что в обозримом будущем человеческий голос ничто не заменит. Как всегда, это будет палитра решений», - уверен Василий Рыжонков.

Ссылка на источник

К списку новостей