Новости

2013 / 08.04
"Сложилась ситуация, в которой единицы могут практически неограниченно тратить деньги", прогнозы

— Какие тенденции рынка ИТ этого года вы можете отметить? 

— Оценка тенденций, характерных для России, в значительной мере зависит от того, какие именно показатели и в каком контексте мы будем анализировать. К примеру, объемы ввоза оборудования и расходы на ИТ-системы в нашей стране выглядят весьма впечатляющими на фоне региона EMEA. В большинстве сегментов рынка информационных технологий наблюдается положительная динамика, практически все новейшие продукты, появляющиеся в передовых зарубежных инфраструктурах, приобретаются и отечественными потребителями.

В этой связи можно упомянуть все более широкое распространение "облачных" решений, развитие виртуализации ресурсов, быстрый рост числа мобильных корпоративных пользователей и внедрение политик BYOD, заметен спрос на инструменты для работы с Big Data... Все это глобальные тенденции, и у нас они также проявляются все более отчетливо. 

— Можно ли из сказанного выше заключить, что по уровню зрелости отрасли ИТ Россия приближается к развитым государствам? 

— Рынок ИТ существует не сам по себе и, как правило, является отражением экономических и политических реалий той или иной страны. Поэтому едва ли стоит удивляться тому факту, что уже достаточно давно перечисление особенностей, характерных для российской ИТ-индустрии, превратилось в некий трюизм. Маниловщина при подготовке проектов, непрозрачные тендеры, нецелевое использование средств, внедрения, существующие только на бумаге, дефицит квалифицированных специалистов, удручающий уровень сервиса — вот далеко неполный список проблем, решение которых сегодня выглядит столь же отдаленной перспективой, как и десять лет назад. 

— Почему сложилась такая ситуация? 

— Уже долгое время более трех четвертей расходов на ИТ в России приходится на очень ограниченный круг заказчиков, в числе которых ведомства и крупнейшие компании, в той или иной степени аффилированные с государством. Результаты внедрения различных решений в этом сегменте зачастую выглядят весьма сомнительными, а иногда и вовсе никак не оцениваются. Расходы на реализацию проектов у нас могут превышать соответствующие инвестиции зарубежных заказчиков на порядки. 

— А какова ситуация за рубежом? 

— В развитых странах на сегмент SMB приходится до половины всех закупок ИТ-систем. Кроме того, компании этого сегмента формируют конкурентную среду, в которой эффективность инфраструктуры имеет первостепенное значение. У нас же малый и средний бизнес находятся под неуклонно возрастающим давлением. ИТ-бюджеты небольших компаний абсолютно не соответствуют современным требованиям. К примеру, если в регионе EMEA на один сервер в сегменте SMB приходится около 20 ПК, в России этот показатель приближается к 70 ПК на сервер. 

— И что это означает по факту? 

— Сложилась ситуация, в которой единицы могут практически неограниченно тратить деньги, в том числе руководствуясь "модными" тенденциями и даже не задаваясь вопросом о реальной отдаче от этих инвестиций, в то время как подавляющее большинство потребителей не имеет возможности приобрести даже самые базовые ИТ-системы. 

В IDC уже давно установили сильную корреляцию между динамикой цен на энергоресурсы и темпами роста отечественного рынка ИТ. Это отнюдь не случайно. Дальше разговоров о необходимости диверсификации экономики в России дело не идет, а зависимость от экспорта природных ресурсов за последние десять лет лишь возросла. Так что своеобразный коэффициент Джини (макроэкономический показатель степени расслоения общества по какому-либо признаку.— "ИТ") в нашей стране продолжает нарастать повсеместно, и рынок ИТ не исключение. 
http://www.kommersant.ru/doc/2155052

К списку новостей