События

2012 / 20.02
Кластеры – как опора экономики региона

Кластеры – как опора экономики региона

Разработчики кластерной политики региона представили общественности основные преимущества кластерных образований. 

Первое в 2012 году заседание Комитета Торгово-промышленной палаты Воронежской области по научно-техническому и инновационному развитию, состоявшееся 17 февраля под руководством профессора Владимира Наумовича Эйтингона, оказалось очень насыщенным и продолжалось несколько часов. Тема мероприятия «О развитии кластерной политики Воронежской области» собрала весьма представительскую аудиторию: руководителей областных департаментов, директоров компаний, вузовскую элиту, СМИ. Заседание проводилось совместно с Комитетом по развитию субконтрактации и кластерных технологий  ТПП ВО,  Комиссией Общественной палаты Воронежской области по  экономическому развитию и инновационной политике и Ассоциацией  предприятий  информационно-коммуникационных технологий Воронежской области (АПИКТ ВО).

Кластеры – это новое для нашей области явление, делающее первые шаги на воронежской земле; однако примеры успешной его реализации в других регионах и странах заставляют пристальнее обратить внимание местных властей на подобную форму объединения предприятий и организаций. В частности, в ноябре 2011 года было образовано Государственное бюджетное учреждение  «Центр кластерного развития Воронежской области» (БУ «ЦКР ВО»), задачей которого ставится оказание поддержки предприятиям и организациям при реализации совместных кластерных проектов.

Именно директор БУ «ЦКР ВО» Александр Коноплин и был первым докладчиком на заседании 17 февраля.

Конкуренция во благо

«Центр кластерного развития» – сразу после своего создания – начал активную деятельность. Совместно с маркетинговой компанией проводится исследование промышленного и инновационного потенциала региона; разработан ряд мер по господдержке реализации кластерной политики в области, среди которых:

  • ведомственная целевая программа «Формирование и развитие кластерных образований в ВО в 2011-2013 годах»;
  • проект постановления Правительства ВО «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета на реализацию мероприятий в рамках ведомственной программы  «Формирование и развитие кластерных образований в ВО в 2011-2013 годах»;
  • реализация проекта «Портал информационной поддержки формирования кластерных образований и реализации кластерных проектов на территории ВО», который станет эффективным информационным инструментом для стимулирования процессов кластеризации в регионе, механизмом поддержки экономической деятельности региона через реализацию в системе функций по установлению отношений сотрудничества, аутсорсинга, инжиниринга между предприятиями;
  • участие в конкурсах Минэкономразвития РФ по отбору субъектов Российской Федерации для финансирования мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Напомним, осенью 2011 года Правительством Воронежской области было подписано соглашение о создании ЧЕТЫРЕХ отраслевых кластерных образований: в сфере нефтегазового и химического машиностроения, электромеханики, авиастроительной и радиоэлектронной промышленности.  На реализацию вышеупомянутой целевой программы, рассчитанной на 2011- 2013 годы, из средств областного бюджета было запланировано направить 67,7 миллиона рублей. Эту сумму озвучил заместитель председателя правительства области, руководитель департамента промышленности, транспорта и инноваций области Дмитрий Марков.

В настоящее время, по словам Александра Коноплина, «Центр кластерного развития» ориентируется на поддержку КОНКРЕТНЫХ  проектов. Приоритетными из них являются три:

  1. Формирование ИТ-кластера Воронежской области;
  2. Создание ресурсного центра подготовки кадров для высокотехнологичных профессий;
  3. Портал информационной поддержки кластерных образований и реализации кластерных проектов на территории Воронежской области

Любопытно, что кластерное образование в сфере информационных технологий изначально не фигурировало при обсуждении кластерной политики в Правительстве области.  ИТ-кластер не был включен в ведомственную целевую программу, рассчитанную на 2011-2013 годы. Однако, так случилось, что именно ИТ-кластер, в отличие от других четырех запланированных кластеров, сейчас приобретает наиболее понятные очертания; и наиболее высокая активность сегодня связана с процессом формирования кластера именно в сфере информационно-коммуникационных технологий.  В частности, была создана Рабочая группа по формированию и развитию ИТ-кластера; разработан и опубликован проект концепции ИТ-кластера; готов проект бизнес-инкубатора ВГУ, который согласно концепции станет ядром кластера; ВГУ выиграл грант в 300 млн. рублей на строительство этого бизнес-инкубатора;  активно ведутся локальные и общественные обсуждения проекта концепции ИТ-кластера; инициаторы создания ИТ-кластера организовывают сбор предложений и замечаний, вносят корректировки в текущую редакцию концепции, и т.п.

Остановившись вкратце в своем докладе на понятийной стороне новой для Воронежа формы развития экономики под названием «кластер», директор БУ «ЦКР ВО» отметил, что существует множество подходов к его определению, а законодательное определение «кластер» на уровне федеральных законов и вовсе отсутствует. В рамках проводимого  БУ «ЦКР ВО» исследования предлагается характеризовать кластер – как «региональную концентрацию независимых, инновационных и конкурентоспособных предприятий и организаций определенной отраслевой принадлежности, использующих в своей экономической деятельности конкурентные преимущества: отраслевой интеграции и образующегося синергетического эффекта, наличия активных каналов деловых связей, общей инфраструктуры и трудового рынка».

            В отличие от процветавших  в советское время производственных и научно-производственных объединений (ПО, НПО), концернов (классическим примером был концерн «Энергия»), кластер предусматривает не жесткую централизацию, свойственную советским НПО, а взаимное функционирование предприятий на основе мягких договорных отношений.

Резюмируя едва не разгоревшуюся дискуссию о конкуренции предприятий внутри кластера, Александр Коноплин убедил собравшихся, что внутренняя конкуренция в этой ситуации как раз-таки выгодна, в связи с давлением извне. Постоянные и отлаженные взаимные поставки оборудования, комплектующих, услуг в рамках кластера, наличие инфраструктуры для подобных договорных отношений только усиливают конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом перед другими участниками отрасли, в том числе, и на межрегиональном уровне.

Таким образом, Александр Коноплин выделил четыре основные функции деятельности БУ «ЦКР ВО»: это 1) создание правового поля для развития кластерной политики в регионе, 2) оказание мер господдержки проектам и предприятиям, 3) поиск партнеров для реализации кластерных проектов и 4) консультационные услуги. При этом БУ «ЦКР ВО» не будет заниматься созданием управляющих компаний и другого рода юридических форм руководства кластером. Эта инициатива должна исходить от участников кластера. Как например, в истории с ИТ-кластером.

Протокластер уже создан

Учитывая, что единственным «живым» кластером, который уже виден на горизонте, является «айтишный», и динамика его становления очевидна, – на заседание ТПП ВО был приглашен один из разработчиков концепции ИТ-кластера, доктор педагогических наук, профессор Александр Владимирович Могилев. Он презентовал проект концепции и определил условия развития ИТ-кластера в Воронежской области.

По мнению Могилева «ИТ-протокластер» (первичный или потенциальный кластер) в Воронеже уже сформирован. Составляющие действующего протокластера следующие:

  • свыше 1000 предприятий (организаций, ИП, объединений фрилансеров) работают сегодня в ИКТ-отрасли Воронежа,
  • в них задействовано более 70 000 тысяч человек,
  • их вклад в ВРП не менее 3 млрд. рублей,
  • 6 крупных вузов выпускают не менее 300 специалистов для отрасли в год,
  • создана Ассоциация (АПИКТ ВО), объединяющая  ИТ-бизнес и вузы, и ведущая активную общественную деятельность, которая обладает свойствами управляющей компании ИТ-кластера.

То есть, фаза первичной агломерации пройдена и следующей фазой является создание ЭКОСИСТЕМЫ кластера. Это своего рода благоприятная атмосфера для развития кластерных инициатив, для ведения бизнеса, для активизации образовательных структур, СМИ, для формирования экономической и ИТ-активности населения.  

На данном этапе продолжение развития ИТ-кластера – как показывает опыт других стран и регионов – уже невозможно без скоординированных действий трех структурных сил общества: органов власти, бизнеса и вузов. В своем докладе профессор обозначил зоны ответственности каждой из сторон.

Ответственность госвласти заключается в: 1) рациональной кластерной политике (поддержке кластерных инициатив); 2) активном использовании инструментов госзаказа; 3) обеспечении преференций ИТ-отрасли (налоговых, кредитных, имущественных); 4) закреплении ИТ-кластера в Законе об о кластерной политике.

Бизнес ответственен за: 1) собственную активность в кластерных инициативах; 2) участие в формировании инфраструктуры ИТ-кластера; 3) социальную позицию, в том числе по отношению к образованию; 4) справедливую конкуренцию (в условиях экосистемы компании должны полностью исключить дикую и нецивилизованную конкуренцию).

В свою очередь, на вузах и научной составляющей лежит ответственность за: 1) создание кластерных инициатив (порождение, собственно, смыслов всей кластерной политики); 2) формирование инфраструктуры ИТ-кластера (создание ИТ-инкубаторов, ИТ-технопарка); 3) рационализацию выпусков специалистов по ИТ-направлениям; 4) пересмотр содержания и методов обучения (придание практической направленности к ИТ-подготовке); 5) открытость и общую готовность к изменениям (необходимо обеспечить срастание вузовской подготовки с деятельностью ИТ-кластера).

Главными проблемами и угрозами для развития ИТ-кластера Могилев считает следующие:

  1. Отсутствие кластерной идеологи, пассивность власти;
  2. Отсутствие координации и «местечковые» настроения в вузах;
  3. Экспортно-ориентированный бизнес в сфере ИТ (по данным АПИКТ ВО, более 75 процентов воронежских ИТ-компаний работают на заказы из других регионов или из-за рубежа)

Разработчики проекта концепции ИТ-кластера отметили, что они особенно не изобретали велосипед, и опирались на опыт ИТ-кластера Новосибирского Технопарка, в стенах которого буквально в этот же день, 17 февраля, сделал несколько громких программных заявлений Премьер-министр Владимир Путин, во время своей рабочей поездки по Сибири. Новосибирский технопарк был открыт в конце января 2012 года на базе Академгородка, при конструктивном и согласованном взаимодействии Правительства Новосибирской области, научного сообщества и Новосибирской ИТ-ассоциации («Сибакадемсофт»).

Власть осторожничает

В своем выступлении Александр Могилев упрекнул не только вузы за их «замкнутость» и «самоуспокоенность», но и власть – за ее чрезмерную осторожность: «...Власть не может четко обозначить свою роль в ИТ-кластере, поэтому кластер развивается сам. Нам говорят: «Подождите, надо разобраться!» Но сколько можно уже разбираться – мы и так давно уже отстали!..»

Вскоре, Владимир Эйтингон предоставил слово руководителю департамента по информационным технологиям и связи Воронежской области Владимиру Мещерякову. Владимир Алексеевич пообещал тщательно изучить этот вопрос и отметил исключительную роль Воронежского Государственного университета в формировании ИТ-кластера. Кроме того, чиновник обратил внимание, что бюджет, которым располагает его департамент составляет чуть более 80 млн. рублей, что является несущественной суммой, в сравнении с 3 миллиардами рублей ВРП воронежского ИТ-бизнеса, о которых упоминалось в презентации.

Первый заместитель руководителя департамента промышленности, транспорта и инноваций Воронежской области Николай Щипелев отметил прогрессивность новых форм развития региональной экономики, однако, в целом, подверг критике так называемую «моду на кластеризацию». Чиновник рассказал о своем опыте знакомства с кластерами в других странах и регионах и посетовал на множество примеров «псевдоинноваций». При этом он поддержал разработчиков концепции ИТ-кластера, заметив, что пример ИТ-кластера для Воронежа нестандартен, так как инициатива исходит не от власти, а от бизнеса и вузов, которые  в этом процессе абсолютно самостоятельны. Такой кластер может быть дееспособным. Николай Семенович призвал представителей других отраслей создавать «элементы кластеризации», который будут достойны государственного финансирования.

Это заседание стало первым столь мощным интерактивным обсуждением кластерной темы в Воронеже. По его итогам вынесен ряд рекомендаций Государственному бюджетному учреждению «ЦКР ВО», связанных с проработкой господдержки кластерных инициатив и мер по достижению доверия между властью и бизнесом. В марте запланировано совместное заседание Комитета по  научно-техническому и инновационному развитию ТПП ВО и АПИКТ ВО – непосредственно по теме формирования экосистемы ИТ-кластера, которое пройдет на площадях Воронежского Государственного университета.

Другие события