Новости

2013 / 07.11
Врачи против ИТ: кто победит?

ИТ В МЕДИЦИНЕ

CNews: Каково отношение представителей ЛПУ к информационным технологиям?

Алексей Карпинский:Рынок распадается на два сегмента – государственный и коммерческий, и подходы абсолютно разные. Сейчас происходят огромные вливания денег в государственную информатизацию здравоохранения. Речь идет о создании инфраструктуры, общей системы управления отраслью, доступа к информации для пациентов. Коммерческие клиники прошли этот путь лет восемь назад и сейчас думают уже о следующем этапе, который заключается в обеспечении непрерывности и высокого качества бизнес-процессов клиники, то есть в поддержке со стороны ИТ процесса лечения пациентов. Еще один момент связан с обеспечением удобства и комфорта пациента, в том числе информационного. Клиент должен иметь доступ к информации о своем здоровье всегда и везде, а также возможность записаться на прием, используя любые доступные средства.


Алексей Карпинский: Основная проблема российского рынка медицинских ИТ — в головах врачей: их сложно переубедить, что технические инновации действительно способны улучшить качество лечения людей

Коммерческие клиники уже смотрят немного глубже, а государство только пытается информатизировать отрасль. В России 30 тыс. лечебно-профилактических учреждений, из них только 10% оснащены компьютерами. Из этих 10% только в 10% есть внедренная электронная карта либо электронная регистратура. Количество врачей, которые действительно умеют пользоваться информационными технологиями, работать с компьютером, интернетом, электронной картой, еще меньше. Таким образом, сейчас перед государством стоит первоначальная задача – ознакомить с ИТ и «внедрить в мозг» медицины то, что ИТ — это нужно и удобно.

Конечно, не всегда это проходит гладко. В одном из государственных учреждений, в котором я был недавно, произошла совершенно парадоксальная ситуация. С одной стороны, внедрили электронную карту, повсеместно установили компьютеры и создали единую сеть передачи данных. Все врачи обязаны создавать эпикриз в электронном виде. С другой стороны, там по-прежнему выдают обычные бумажные карты. Я, как продвинутый человек, говорю: «Зачем? У вас есть электронная карта, я знаю». Мне отвечают: «Электронная карта работает не всегда, и не многие умеют с ней работать. Бери бумажку и иди». Врачи пользуются системами, пишут в электронном виде, но потом распечатывают документы и подшивают их в папку. Единственный плюс пока только в том, что наконец стало возможным прочитать то, что написал врач.

CNews: Как вы оцениваете объем рынка решений для медучреждений? Какова его динамика за последние год-два?

Алексей Карпинский:Спрос вырос катастрофически. К сожалению, пока это касается только крупнейших игроков, потому что подобными программами маленькие компании не могут заниматься в силу отсутствия доступа к ресурсам лоббистов. Мы работаем с государственными клиниками, но достаточно мало. Гораздо больший отклик наши идеи находят в коммерческой медицине. «Медси», «Медицина», «Гута Клиник» – вот те клиенты, которые действительно думают об информатизации. В таких учреждениях есть грамотные ИТ-директора, которые знают специфику медицины.

CNews: В чем заключаются проблемы и специфика российского рынка ИТ в медицине?

Алексей Карпинский:Основная проблема в головах. Посмотрите, кто возглавляет государственные учреждения. Как правило, это врачи: хорошие хирурги, анестезиологи, терапевты, которые за 25-30 лет служения народу возглавили эти ЛПУ. Но они не профессиональные управленцы и тем более ничего не знают о технических инновациях. Они отслеживают динамику технологий с точки зрения методов лечения, но не занимаются оптимизацией с экономической точки зрения — и переубедить их очень сложно. Причина заключается в психологии. Врачи по определению считают себя умнее всех остальных. Они учатся десять лет в институте, а мы пять, поэтому у них шире кругозор. Но получается парадокс: этот кругозор мешает им воспринимать что-то новое.

CNews: В чем специфика развития рынка телемедицины в России в сравнении с западными странами?

Алексей Карпинский:В руководстве западных клиник стоят управленцы, которые занимаются оптимизацией и эффективным использованием основного ресурса – времени врачей и их компетенции. Каждая минута работы квалифицированного врача стоит очень дорого. При этом самому доктору может быть все равно, сколько пациентов принять за день – два или десять. В иностранных клиниках время приема и его результат жестко регламентированы. Для того чтобы в течение стандартных 17 минут приема поставить правильный диагноз, нужны соответствующие технологии.

CNews: Каков объем продаж iCore по медицинскому направлению и как эта динамика коррелирует с общим ростом компании?

Алексей Карпинский:Медицинское направление растет немного быстрее, чем сама компания. На здравоохранение приходится 10-15% всех продаж, в абсолютных величинах это 90-100 млн руб. по итогам прошлого года. Я думаю, эта доля сохранится или увеличится до 20%, и это — достаточно сильный уклон в конкретную компетенцию. Я ожидаю в ближайшие 2-3 года рост всего рынка медицинских ИТ на уровне от 30% до 40%, бизнес iCore по этому направлению будет расти несколько медленней, так как госсектор еще не созрел для внедрения наших технологий. Сейчас в результате масштабных инвестиций государства создается базовая инфраструктура, затем возникнет резонный вопрос «Зачем все это нужно?». Тогда специфика понимания медицинской технологии и видение того, как применять эти технологии в глубинных процессах медицины, станет значимой.

CNews: Кого вы считаете основными конкурентами на рынке поставок ИТ в сфере здравоохранения?

Алексей Карпинский:Честно говоря, особой конкуренции я не вижу. На мой взгляд, рынок настолько большой, что есть место для всех. Крупнейшие игроки устремились в госсектор к огромным государственным программам по созданию единых карт пациента и т.п. В том секторе, в котором трудимся мы, конкуренция не ощущается. Благодаря тому что мы готовы работать в консорциумах с другими участниками, на крупных проектах находится место различным игроками. В этом плане я вижу отрасль как голубой океан, который нужно осваивать. Главная задача – не конкурентная борьба, а образование и донесение информации о решениях до непосредственного заказчика.

CNews: Спасибо.

Подробнее:http://source.cnews.ru/reviews/index.shtml?2013/11/06/548556_4

 

К списку новостей