Новости

2014 / 29.01
Один год в ВТО: что получила ИТ-отрасль России?

Как ни странно, российская печать практически обошла молчанием это событие, хотя накануне вступления в ВТО была лавина публикаций на эту тему. Пожалуй, единственное исключение – приложение “Партнерство XXI век” Russia – USA, вышедшее под эгидой The Moscow Times и реализованное при поддержке Американской торговой палаты в России. Там я нашел две статьи по поводу членства России в ВТО, отражающие американскую точку зрения на этот факт. 
“Реакция России на членство ВТО сродни зализыванию ран, – пишет Марк Гэй. – Минэкономразвития оценивает потерянные в 2013 году налоги и доходы в 5,7 млрд. долл. И ожидает роста этого показателя до 7 млрд. долл. в следующем году”. Он приводит мнение аналитика ”Инвесткафе“ Даниила Маркелова, который считает, что пропагандистами вступления России в ВТО были компании нефтяного, химического и металлургического секторов страны. Поскольку продукция этих секторов во многом ориентирована на экспорт, ее производители надеются использовать членство России во Всемирном торговом клубе для выхода на новые рынки. 
А что же с другими отраслями экономики? Насколько сильный толчок для развития промышленности дает членство в ВТО? “Компаниям нужна определенность, и мы видим корреляцию между снижением пошлин и ростом инвестиций, особенно в сфере информационных технологий, – говорит Арт Франчек, президент Американского института бизнеса. – Согласно маркетинговым обзорам компании PMR, импорт IT-продукции увеличился на 16% в 2013 году”. 
В рамках ВТО тарифы на импорт высокотехнологичных товаров снижены до нуля, и Россия готовится подписать Международное соглашение о передаче технологий. “Одно из направлений российской политики – диверсификация экономики за счет инноваций и модернизации, и я думаю, это эффективная мера, – продолжает Франчек. – Такие компании, как Microsoft, косвенно ощущают воздействие этой меры: их партнеры увеличивают закупки технологических товаров, обновляют лицензии на программное обеспечение шифрования и усиление защиты интеллектуальной собственности“. 
Экспорт ИТ, хотя и не столь значителен по своим масштабам, как поставки нефти на мировой рынок, но все же превышает 0,9% от всего российского экспорта. По предварительным данным некоммерческого партнерства РУССОФТ, общий объем экспорта ПО и услуг по его разработке в прошлом году составил 5,2 млрд. долл. При этом РУССОФТ констатирует снижение темпов роста российского ИТ-экспорта: около 20% в 2010 и 2011 годах, 17% в 2012 году и 15% в 2013 году. 
Интересно, открылись ли за счет вступления в ВТО для нашей отрасли какие-то реальные перспективы дополнительного развития экспорта отечественной продукции ИТ в зарубежные страны или же мы в лучшем случае зафиксировались примерно на тех же позициях и нам теперь только и останется, что радоваться новым возможностям расширенного импорта в РФ высокотехнологичной продукции международных корпораций? Что дало нам участие в международном клубе экспортеров, каково все же соотношение импорта и экспорта ИТ-продукции в РФ и куда сейчас направлен тренд? 

http://www.pcweek.ru/gover/blog/gover/6169.php

К списку новостей