Новости

2014 / 26.06
«Т-Платформы» установили первый суперкомпьютер после снятия эмбарго США

От России в нем нашлось место всего 5 суперкомпьютерам, но зато один из них — новый, причем им стал первый кластер, созданный отечественной компанией «Т-Платформы» после снятия с нее экспортных ограничений Министерства торговли США.

Рейтинг Top 500 традиционно составляется два раза в год ведущими экспертами из американского Государственного научно-исследовательского вычислительного центра Министерства энергетики, а также из университетов Мангейма и Теннеси. Ранжирование вычислителей в нем происходит в соответствии с уровнем производительности, продемонстрированной на стандартном тесте Linpack. Обнародование результатов происходит на двух крупнейших тематических выставках-конференциях: в июне в Германии и в ноябре в США.

В новой редакции списка первое место сохранилось за китайским кластером «Млечный путь 2» (Tianhe-2), созданным в Китайском национальном университете оборонных технологий и развернутом в Национальном суперкомпьютерном центре в Гуанчжоу. Система стала лидером третий раз подряд с производительностью по Linpack на уровне 33,9 Пфлопс (квадриллионов вычислительных операций в секунду) и с пиковой производительностью в 54,9 Пфлопс.

Кураторы рейтинга заключают, что первая десятка лидеров сохранилась практически без изменений: 2-е, 3-е, 5-е, 7-е и 9-е места остались за вычислителями США, 4-е — Японии, 6-е — Швейцарии, 8-е — Германии. Новичком здесь выступает только американская система, оказавшаяся на 10-м месте.

В глаза бросается тот факт, что в целом в списке не так много новых инсталляций, и суммарный прирост производительности всех систем уже вторую редакцию находится на историческом минимуме.

Лидером по числу инсталляций остаются США, хотя за прошедшие полгода количество ее топовых суперкомпьютеров уменьшилось с 265 до 233. В свою очередь Китай находится явно в позитивном тренде, увеличивая свое присутствие с 63 до 76 систем. Кураторы рейтинга отмечают, что теперь Поднебесная располагает практически таким же количеством вычислителей, как Великобритания, Франция и Германия вместе взятые (30, 27 и 23 системы соответственно). Незначительно увеличила свою долю и Япония — с 28 до 30 машин.

Россия на этом фоне демонстрирует весьма скромные результаты. На территории нашей страны сейчас располагается всего 5 топовых кластеров (столько же, сколько и шесть месяцев назад, хотя, например, в 2011 г. их было 12) и отнюдь не в верхней части списка.

Российским лидером уже несколько лет остается кластер «Ломоносов» из Московского государственного университета, созданный компанией «Т-Платформы». В Top 500 он сейчас занимает 42 место с производительностью по Linpac на уровне 902 Тфлопс и пиковой производительностью 1,7 Пфлопс.

Далее на 103 месте следует кластер другой отечественной компании — РСК — из московского Межведомственного суперкомпьютерного центра РАН (376 и 524 Гфлопс соответственно).

На 157 строчке расположилась еще одна система РСК — из Южно-Уральского государственного университета (288 и 474 Гфлопс соответственно).

Замыкает четверку российских «ветеранов» суперкомпьютер с 380 позиции рейтинга, созданный Hewlett-Packard и базирующихся в неназванной сервисной ИТ-компании (161 и 317 Гфлопс соответственно).

Отечественным новичком международного списка стала система «Т-Платформ», также развернутая в МГУ им. М. В. Ломоносова (319 и 423 ТФлопс соответственно).

Как можно было заключить из общения CNews с коммерческим директором «Т-Платформ» Натальей Железных, речь идет всего об одной серверной стойке, которая была установлена в университете для тестирования работоспособности суперкомпьютерной инфраструктуры будущего вычислителя, чья пиковая производительность, ориентировочно, превысит 10 Пфлопс (скорее всего, превысит весьма существенно, возможно, в два этапа). Ранее сообщалось, что инфраструктура создается с запасом и в теории сможет обеспечить работоспособность кластера с пиковой производительностью до 30 Пфлопс.

Данную инфраструктуру (кабельные сети, системы электропитания, охлаждения и пр.) компания создавала в рамках нескольких отдельных контрактов, и завершение этого проекта, как сообщают в «Т-Платформах», должно произойти 30 июня 2014 г. На поставку и установку самого вычислителя конкурс еще не объявлялся.

Данная тестовая инсталляция стала первой установкой компании после снятия с нее эмбарго. Напомним, что 8 марта 2013 г. Бюро промышленности и безопасности министерства торговли США ввело в отношении компании специальные экспортные ограничения, которые запрещали поставщикам высокотехнологичной продукции продавать «Т-Платформам» определенные виды изделий и комплектующих американского происхождения, а также товаров, произведенных с использованием американской интеллектуальной собственности (без них создание конкурентных вычислительных систем сегодня крайне затруднительно).

Апелляционные разбирательства затянулись на несколько месяцев. Из «черного» списка компания была исключена лишь 31 декабря 2013 г., хотя по уверению Железных, с учетом специфики внутренних регламентов бюро данный процесс мог продлиться гораздо дольше. По всей видимости, не последнюю роль сыграли задействованные «Т-Платформами» весомые административные ресурсы. По крайней мере, в одном из пресс-релизов компания выражала благодарность за помощь и содействие российским МИД, Минэкономразвития, Минпромторгу, а также Торгпредству РФ в США.

Как можно было понять со слов Железных, вынужденный простой не означал полного сворачивания активности компании. С некоторыми заказчиками работы велись и во время санкций — либо если проекты не требовали оборудования, подпадавшего под ограничения (как в случае с инфраструктурным решением для МГУ), либо если на них хватало запаса ранее приобретенных комплектующих со склада (ограничения обратной силы не имеют). В общем, как считает Железных, заказчики компанию забыть не успели, хотя ей и пришлось расторгнуть два зарубежных контракта (один из них с Финским суперкомпьютерным центром CSC, в который ранее была поставлена первая очередь системы, и предполагалось ее существенное расширение).

Также в компании продолжались разработки, непосредственно не связанные с какими-либо конкретными контрактами. Их результатом, в частности, стало решение, получившее название A-Class, которое и воплотила в себе тестовая установка МГУ.

http://www.cnews.ru/top/2014/06/25/tplatformy_ustanovili_pervyy_superkompyuter_posle_snyatiya_embargo_ssha_576984

 

К списку новостей