Новости

2012 / 01.08
Юрий Зыбарев: "Добавить мощности!"

Юрий ЗыбаревВесной 2012 года Минэкономразвития объявило приём заявок на создание в российских регионах инновационных территориальных кластеров. От Новосибирской области за право получить федеральные субсидии боролись среди прочих представители двух направлений - IT-сектора и биофармацевтических технологий, они же и вышли во второй тур. На заключительном этапе экспертизы стало ясно, что заявка новосибирских биофармацевтов уступает, например, Томской области и самостоятельно конкурсный отбор не пройдёт. Зато IT-направление в Новосибирске оказалось на голову выше прочих. В итоге, чтобы дать регионам возможность развивать оба направления, заявки объединили - в томском кластере локомотивом будет сильная медицина и фармацевтика, в новосибирском - информационно-коммуникационные технологии.

Что именно предложили новосибирские айтишники и какие проблемы есть сегодня в отрасли, корреспондент Сиб.фм отправился выяснять к одному из авторов заявки, заместителю директора Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН Юрию Зыбареву.

Зыбарев десять лет работал проректором Новосибирского госуниверситета, координировал первые гранты в области интернет-приложений сибирским учёным от американца Джорджа Сороса, делал много чего ещё. Последние шесть лет работает в Институте вычислительной математики и математической геофизики СО РАН.

Этот институт - место по-своему культовое, он считается родоначальником суперкомпьютерного движения в Сибири. Сам же Зыбарев - ни много ни мало - причастен к формированию сибирского сегмента интернета Высшей школы России (компьютерная сеть RUNNET). Под его руководством в 1995 году прошла первая в России видеоконференция между МГУ и НГУ. Это была большая публичная презентация возможностей российского интернета и всей страны в рамках подготовки конгресса ЮНЕСКО по информатизации образования. Видеомост удалось организовать всего за трое суток, и по качеству он не особо отличался от того, что есть сегодня, хотя и каналы, и техника были значительно хуже современных. За работу в этом направлении Зыбарев получил премию Правительства РФ.

На столе в кабинете Зыбарева лежат два документа толщиной в сантиметра три - это та самая заявка на триста страниц, которую айтишники отправили в Минэкономразвития. Сам кабинет весьма скромный - шкаф с книгами, рабочее место, стол для совещаний. В углу, разгоняя разогретый под щедрым сибирским солнцем воздух, дребезжит вентилятор - кондиционера в помещении нет.

- Юрий Михайлович, Новосибирскую область в России, да и за пределами страны знают, в первую очередь, как регион, где сконцентрирован серьёзный потенциал в сфере информационных технологий. Как он сформировался?

- Мощное сообщество компаний, связанных с разработкой программного обеспечения, информационных систем, сформировалось в Новосибирске благодаря тому, что мы одними из первых в стране получили доступ в интернет-пространство, в том числе - зарубежное. Наши специалисты уже в 90-е годы занимались аутсорсингом, программировали на заказ, почувствовали запах реальных денег и поняли, что эта индустрия будет развиваться, что здесь можно приложить свои мозги и руки, причём - минимально отвлекаясь от учёбы или работы в институте. Более сотни новосибирских IT-компаний, работающих и по сей день, зародились в 1992-1995 годы.

- А другие регионы, спустя какое время получили выход в интернет?

- Мы были третьими после Москвы и Питера, кто получил полноценный крупномасштабный цифровой доступ в интернет, в 1995 году заработали спутниковые антенны и каналы. У нас было 2 мегабита до Питера и оттуда - через NORDUnet на остальной мир, порядка 0,5 мегабита до Москвы и далее в Европу. Другим регионам это стало доступно только спустя два-три года, когда мы уже сформировали конкурентное преимущество.

То, что мы сегодня говорим о новосибирском кластере информационных технологий, имеет самую непосредственную связь с тем периодом - де-факто, все предпосылки закладывались в начале 90-х. С 2001 года началось движение по консолидации IT-сообщества, появилось некоммерческое партнёрство «СибАкадемСофт», и мы уже тогда говорили о необходимости создания специализированного софтпарка в области информационных технологий.

После того, как в 2005 году к нам приехал Путин, стали происходить какие-то конкретные шаги, начали строить технопарк.

- Какие сегодня показатели имеет отрасль информационных технологий в Новосибирске? Сколько компаний и людей в ней задействовано?

- Сейчас в Новосибирске более 500 компаний, которые занимаются программным обеспечением, автоматизацией производственных и бизнес-процессов; более 300 предприятий разрабатывают сайты и всевозможные приложения, поддерживают и продвигают их.

Здесь у нас 77 интернет-провайдеров, операторов цифровой телефонии и кабельного ТВ, вся федеральная пятёрка сотовых операторов. Есть крупные программистские подразделения международных компаний (Intel, Schlumberger и др.), региональные отделения Microsoft, IBM, Cisco... Есть компании, давно преодолевшие миллиардный рубеж по выручке - Parallels, Центр финансовых технологий (ЦФТ), «ДубльГИС», «ТехноСити», «Элтекс». Я могу их долго перечислять. Общее число занятых в IT-секторе экономики в Новосибирске превышает 50 тысяч человек.

- Что составляет ядро IT-кластера?

- Это 30 компаний, большая часть которых входит в состав НП «СибАкадемСофт», оба технопарка - в Академгородке и в самом Новосибирске, три университета - НГУ, НГТУ и СибГУТИ, которые ежегодно выпускают порядка 2000 специалистов по требуемым специальностям и ещё примерно 400 магистрантов.

Причем ЦФТ, который контролирует 70% российского рынка финансовых информационных систем, показал в 2011 году оборот под 8 млрд. рублей. Естественно, с такой базой, с такой научной средой и сложившимися традициями в части подготовки кадров мы имеем все предпосылки, чтобы создать в Новосибирске центр IT-индустрии с мировым звучанием.

- Но ведь многие компании сегодня жалуются на острую нехватку разработчиков, программистов....

- Потому что реальная потребность в полтора раза больше того, что обеспечивают вузы Новосибирска. Каждый год в совокупности выпускается 2500 человек, а надо не меньше 4000 уже сейчас. И динамика спроса говорит о том, что речь в совсем недалёком будущем пойдёт даже не о 1500 - о 3000 дополнительных специалистов! Поэтому мы делаем большой акцент в заявке именно на подготовку новых кадров.

- Это вы про идею Высшей школы IT?

- Не только. Давайте по порядку, чтобы не запутаться. Начну немного издалека, но быстро вернусь. Есть два понятия - технологические платформы (ТП) и кластерная политика (кластер).

ТП - приоритетное направление, которое входит в перечень определяющих современный технологический уклад в стране, является базовым и системообразующим. В области IT есть две основных ТП - Национальная программная платформа и Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа. И, в общем, близкая к ним Национальная информационная спутниковая система.

ТП - в каком-то смысле федеральная вертикаль, прорывная отрасль. А кластер - он горизонтальный, территориальный, некоторая реально сложившаяся в регионе инфраструктура.

Вот в Новосибирске эта инфраструктура в части информационных технологий очень серьёзная. Но её нужно развивать, чтобы город стал действительно национальным центром IT-индустрии мирового уровня. И действовать предстоит быстро, потому что наши идеи сегодня уже начинают не только озвучивать, но и реализовывать в других регионах! Знаете, как порой обидно, что мы десять лет носимся с мыслью о Высшей школе IT, а подобное уже заявляют в Татарстане? И ведь сделают!

Теперь вернёмся к нашему кластеру. Он структурно включает в себя три проекта, которые призваны обеспечить человеку возможность работать, заниматься исследованиями, учиться и просто комфортно жить на одной территории. Всё строится вокруг человека, ему должно быть удобно и комфортно. Здесь должна быть создана точка притяжения людского потенциала, а не наоборот.

- Три проекта, о которых вы говорите, это что?

- Это развитие Академпарка, создание Айтигородка и создание Межведомственного кампуса (межвузовского инновационного центра). Академпарк - те объекты недвижимости и инфраструктуры, которые уже строятся на Николаева-Инженерной в Академгородке. Там общий бюджет на развитие до 2020 года - 17,5 млрд. рублей со всеми индексациями, федеральный бюджет даёт 2 млрд рублей, региональный - более 4-х. Академпарку есть куда расти, то, что там сделано сейчас - капля в море. Развитие отрасли идёт куда более опережающими темпами.

- Что в себя включает проект Айтигородка, помимо строительства жилья?

- Жильё - не единственный аспект этого проекта, но очень важный. Развитие IT-отрасли серьёзно сдерживается именно из-за того, что нет условий для жизни. Можно заявлять какие угодно хотелки, но пока высококвалифицированному специалисту, да и просто студенту, не будет предоставлено общежитие или квартира, не будут созданы комфортные условия для жизни, сюда никто не поедет. Аренду на текущих площадях в Академгородке прошу даже не упоминать - это не про создание среды, это про выживание в текущих условиях, которое, к тому же, не всем по силам.

Наиболее подготовленная территория - это посёлок Ложок Барышевского сельсовета, в четырёх километрах от Академгородка, проект комплексной малоэтажной и коттеджной застройки для специалистов IT-компаний и институтов СО РАН, который «СибАкадемСофт» инициировал более трёх лет назад. Проект в посёлке Ложок в том виде, в котором он реализуется сейчас, тоже никуда не годится - три года разговоров и набор кривых решений.

Мы предлагали варианты реализации этого проекта, прорабатывали архитектурные концепции - мы же прекрасно понимаем, что именно будет работать, а что - нет. Но наши власти действуют из каких-то своих представлений. Если говорить прямо - испохабили территорию, построили три доходных дома, в которых никто не живёт, предлагаются непонятные ни по экономике, ни по архитектурно-планировочным решениям варианты. В общем, хотели как лучше, получилось как всегда. Бывший губернатор Толоконский придумал это Агентство жилищного строительства, наобещали гору всего, а воз и ныне там. Многочисленные обращения последних двух лет к нынешнему губернатору Юрченко привели только к смене в октябре 2011 года руководителя Агентства, а в остальном ситуация остаётся прежней.

- Территория в Ложке ведь не единственное место. Есть же те самые 520 га между Академгородком и Кольцово, которые показывали Путину, когда он приезжал в Новосибирск в начале 2012 года.

- Да, это очень интересная площадка для предлагаемого в программе развития IT-кластера Айтигородка, я бы сказал - практически идеальная, особенно с учётом того, что биофармацевтическое направление, с которым теперь мы объединены, базируется в наукограде Кольцово. К тому же, там есть инженерные сети в Ельцовке, выезд в перспективе на планируемый южный объезд, гораздо проще можно в принципе многие вещи организовать. Айтигородок - хорошая возможность развития самого Новосибирского научного центра. Это компактное территориальное образование Академгородка с хорошей транспортной доступностью, которое включает в себя экологически чистые производства, малоэтажные жилые районы для работников IT-кластера с соответствующей инфраструктурой (детсады, школы, торговые центры) и возможности для обучения в виде Высшей школы IT.

Школа IT - это такой межвузовский центр по подготовке магистров. Мы хотим создать центр подготовки высококвалифицированных, востребованных IT-специалистов. Хотим претендовать не только на качество, но и количество - нужно привлечь сюда молодых людей из северного Казахстана, Барнаула, Омска, Кемерова... В НГУ избран новый ректор, специалист в области IT. При адекватной заинтересованности проект Высшей школы IT можно реализовать на его базе.

В комплексе с этой Школой необходимо создавать Центр высокопроизводительных вычислений петафлопсной мощности, поскольку одним из заявленных конкурентных преимуществ в программе развития новосибирского IT-кластера рассматривается наукоёмкое производство. Таких Центров в стране единицы. Да, на базе нашего института есть суперкомпьютер, крупнейший за Уралом, есть чуть менее «супер» в НГУ, но всё это закрывает минимальные потребности сегодняшних исследований.

Чтобы развивалось наукоёмкое программирование, облачные технологии, нужна адекватная технологическая база. Здесь просто нельзя отставать! Но мы точно отстанем, если в ближайшие два года в Новосибирске не появятся ресурсы петафлопсного уровня (сейчас терафлопсного). К слову, за рубежом таких - десятки.

- Кампус, о котором вы упомянули, тоже планируется расположить здесь?

- Нет, это площадка на левом берегу Новосибирска в районе Коммунального моста, неподалеку от парка, где молодёжь катается на сноубордах. В этом районе расположены крупные вузы, прежде всего, участники кластера - НГТУ и СибГУТИ, которые готовят IT-специалистов. Там есть 20 га земли, мы с ректорами вузов, особенно после того, как посчитали все потребности, нашли полное взаимопонимание, что такой проект необходим. И Совет ректоров новосибирских вузов выступает одним из его инициаторов - наряду с правительством региона и мэрией Новосибирска.

Стоимость - почти 9 млрд рублей, цели - увеличение численности специалистов и компаний IT-сферы за счёт создания в этом кампусе условий проживания и бизнес-инкубирования, общения между студентами и представителями компаний, развитие у молодёжи инновационного мышления. Но и там есть другие интересы - кто-то хочет построить на этой площадке аквапарк, кто-то - ещё один торговый центр...

- Ряд экспертов полагают, что реализация проекта по развитию IT-кластера укрепит имидж Новосибирской области как места с умной экономикой. Судя по озвученным ранее словам про центр мирового уровня, вы такую точку зрения разделяете. А что думают власти, по-вашему мнению?

- Заявку на этот кластер они подписали, но не всё было гладко. Порой, если честно, возникало ощущение, что понимания перспектив, связанных с развитием IT-индустрии в Новосибирске, у них нет. Один высокопоставленный чиновник так и сказал - я не вижу доли IT-отрасли в структуре экономики. Почему Путин видит, который не первый раз сюда приезжает и именно в Новосибирской области проводит совещание по развитию информационных технологий в стране, а он не видит? Я не знаю, может быть, нет стратегического взгляда на роль нашей индустрии в экономическом развитии региона - не у одного конкретного человека, а у всей команды? Может, наше сообщество недостаточно активно работает с чиновниками? Или текучка заедает? А может, накладывает отпечаток характер каких-то личных взаимоотношений? Вопросов много.

В том же Ложке ну просто непонятно, в чьих интересах что делается. 70 га земли, вложили 200 млн рублей, сейчас идёт поиск инвесторов, предлагают выкупать право на субаренду земли уже на коммерческих условиях, притом что через дорогу, в дачном сообществе, купить землю выгоднее в разы. Это уже какой-то суперкоммерческий проект получается, а не инновационная территория со светлым будущим. Нужна политическая воля, чтобы прекратился бардак и был наведён порядок, чтобы вспомнили, для каких целей инициирован этот проект. Почему-то Тулеев в Кемерове в чистом поле построил прекрасную Лесную Поляну, а у нас ничего не получается.

Самое обидное - теряем время! И, главное, нет объективной информации о текущем состоянии дел, нет ощущения, что интересы инновационного сообщества будут учтены.

Отмечу, справедливости ради, что в конечном итоге специалисты департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий в новосибирском правительстве оказали поддержку на завершающем этапе подготовки заявки, предоставили необходимую информацию и выполнили формальные процедуры подачи её в Москву. Но, к сожалению, уже и после решения о включении объединённой программы развития IT-кластера и кластера биоинформатики в список поддерживаемых правительством РФ региональных инновационных кластеров происходит что-то непонятное.

15 июля в Минэкономразвития должна быть подана объединённая заявка двух новосибирских кластеров.

- А если завтра вам говорят: всё, ребята, работаем. Сколько времени потребуется, чтобы прийти к первым результатам?

Для создания Центра высокопроизводительных вычислений нужно полгода, максимум - год. Высшую школу IT могли бы стартовать осенью 2012 года - да хотя бы на площадях нашего института, в Академпарке, но общежитий нет. И всё равно - можно начинать! Остальные проекты завязаны на землю, на решение инфраструктурных вопросов, в среднем - два-три года надо.

- Есть люди, которым в силу характера или воспитания, как говорится, «больше всех надо». Вы, похоже, один из них?

- У меня масса возможностей уехать за границу в любой момент. Но я живу здесь, здесь моя семья, дети, внуки. Я хочу, как и большинство моих коллег - заявленных участников IT-кластера, чтобы Академгородок развивался, чтобы в Новосибирске создавались условия для жизни, а не наоборот, чтобы мы могли заниматься любимым делом. И чтобы наш город стал действительно национальным центром IT-индустрии мирового уровня. Поэтому работаю и верю, что у нас всё получится.

Автор: Елена Шкарубо

Источник: Сиб.фм 

К списку новостей