Новости

2013 / 28.02
Хотя бы в IT

Наличие ясных экономически выгодных стимулов медленно, но все же приводит к увеличению реальных примеров сближения компаний и вузов. Весьма вероятно, что с развитием законодательной базы, требующей от госкорпораций развития инновационной деятельности, ситуация поменяется кардинально. Однако, помимо внешних мотиваций, высшему руководству компаний, и в особенности госкорпораций, необходимо воспринимать взаимодействие с вузами как важнейшую часть своей программы социальной ответственности.

Техническое образование теряет свой смысл, если университеты планомерно не строят связи с компаниями, работающими на реальном рынке. Последние делают востребованными выпускников вузов, ставят перед наукой и образованием новые практические задачи и показывают им возможные пути развития исследовательских и образовательных программ. Если этого нет, то мы становится свидетелями очень распространенной в современных российских вузах ситуации, когда большая часть студентов учится по допотопным учебникам и получает устаревшие знания. Хотя многие из нынешних выпускников и идут работать по выбранной специальности, большая часть из них не видит перспектив в своей профессии.

Уже на младших курсах можно вычислять старательных и способных ребят проявляющих интерес к той или иной тематике. И затем, как это принято во многих странах мира, «вести их» , принимать участие в формировании нужного профессионала, приглашать на практику и стажировки, поручать решение небольших исследовательских задач, вовлекать в реализацию проектов, в работу креативных групп и многое другое в этом духе.
Вместо того, чтобы сетовать на отсутствие нужных специалистов, нужно сказать студентам: «Приходите к нам, пишите лабораторные, курсовые и дипломные работы не в классах, а в нашей организации» . Тогда наиболее талантливые ребята получат рабочие места, а компании - подготовленных профи. Бенефиты будут у всех: и у вузов, и у студентов, и у бизнеса, и у государства.
Хорошо для бизнеса

Конечно, остаются отдельные отрасли, где не нарушено тесное взаимодействие бизнеса и образования. Один из примеров – информационные технологии. Конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке, присутствие в России IT гигантов и их заинтересованность в российских кадрах – причины, которые способствуют сохранению связки вуза и компаний. Сценарии отношений между ними могут быть разными. Некоторые компании вырастают на базе кафедр внутри университетов и остаются глубоко интегрированными с их работой, как это произошло с компанией Ланит-Терком, возникшей из лаборатории системного программирования математико-механического факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета. Ее директор Андрей Терехов одновременно является профессором Университета и одним из идеологов кооперации и развития российского IT-бизнеса. Другая распространенная стратегия – участие компании в образовательном процессе. Часто бизнеснастолько заинтересован в будущих сотрудниках, что не только формирует совместно с ведущими вузами программы обучения, но и начинают работать уже с абитуриентами – участвует в отборе будущих студентов на вступительных экзаменах. Так происходит в Академическом университете. Понимая, что нужно сохранять научные школы и стремиться к постоянному притоку и удержанию в образовании квалифицированных кадров, часть IT-компаний участвуют в программах поддержки талантливых преподавателей. Например, в НИУ ИТМО существует программа «Сохраним в университетах лучших!», созданная для того, чтобы самые талантливые выпускники кафедры "Компьютерных технологий" (той самой кафедры, на которой готовят чемпионов мира по программированию) смогли остаться в Университете и передать свои знания молодому поколению. Такие компании,как "Транзас" или Mail.RuGroup, поддерживают преподавателей напрямую, перечисляя каждому на счет своего рода заработную плату. Благодаря компаниям возникают сильные образовательные инициативы, направленные на совершенствование прикладных знаний IT-специалистов. Характерными примерами можно считать: Школу анализа данных Яндекса или Computer Science Center, развивающийся при участии ряда IT-компаний. Поддерживается и непосредственно исследовательская работа. Например, Яндекс спонсирует проведение научных конференций, а JetBrains открывает лабораторию при СПбГУ. Во многих компаниях (например, Intelили EMC²) даже существует специальная позиция сотрудника по связям с университетами, а студенческие стажировки считаются нормой. Так возникает круговорот знаний, и создается фундамент для будущего развития индустрии.

Когда-то мы гордились тем, что в нашей стране уровень образования на голову выше того же американского (у нас даже сантехник мог запросто поспорить с академиком насчёт теории относительности). Во времена СССР огромной популярностью пользовались журналы «Знание — сила», «Наука и жизнь», «Техника — молодёжи», «Юный техник» и т.п. Далеко не все могли себе позволить на них подписку (даже при наличии денег не всегда можно было успеть — количество подписных изданий было ограниченно, так что на особо популярные издания очередь занимали ночью) и ходили в библиотеки, где почитать подшивку можно было только в читальном зале — на дом эти журналы не выдавались. В результате уровень образованности среднестатистического советского гражданина по сравнению с жителями других стран просто зашкаливал. Конечно, многие из этих знаний не нужны были в повседневной жизни, но людям было интересно узнавать новое.

Реквием отечественному образованию

Для иностранных технологических компаний взаимодействие с научным и образовательным сообществом – обыденная практика. Такое же сотрудничество происходит в любой другой сфере бизнеса. В России в основном только IT-компании считают это обязательной составляющей своей работы. Понятное дело, что наладить такое взаимодействие в IT-сфере, где не требуется капитальных вложений на закупку дорогого оборудования, намного проще, чем, скажем, в приборостроении. Но дело не только в этом. Для IT-компаний это новый вид социальной ответственности, где есть не только прагматическая, но и эмоциональная составляющая. Когда бизнес связан с ежедневным упорным совершенствованием своих навыков в выбранной области, не возникает вопросов, кому помогать. Нужно вкладывать в будущие поколения и новые перспективные области исследований. Предприниматели, построившие успешные IT компании, хотят видеть свою сферу процветающей и в будущем. Иногда это желание столь сильно, что некоторые инициативы развиваются при поддержке не компаний, а отдельных людей. Например, Computer Science клуб был создан при поддержке выпускника ИТМО, а ныне сотрудника одного из крупных банков Антона Лиходедова, а затем поддержан бизнесменом Юрием Богдановым.

Конечно, вIT-компаниях деятельность по работе с вузами не заменяет других видов социальной ответственности и благотворительности. Она просто является другим, более системным и в перспективе более продуктивным подходом. Участвуя в развитии своей индустрии, IT-бизнес предоставляет молодым специалистам и своим потенциальным работникам новые возможности, то есть действует по принципу «дать не рыбу, а удочку». Он формирует класс независимых, верящих в свои силы людей, способных освоить новые знания и через какое-то время создать собственные фирмы или же принести свои компетенции в уже существующие компании, помогая им продолжить движение вперед.

В российских технологических компаниях из других отраслей понимание вклада в образование и науку как вида социальной ответственностипока не столь развито. Как показало недавнее исследование Центра прикладных исследований Европейского Университета в Санкт-Петербурге (резюме отчета в ближайшее время появится на сайте eu.spb.ru), поддержка профильного образования или исследовательского проекта российскими компаниями – это не норма, а скорее личное решение руководства компании.

Возьмем отрасли машино- и приборостроения. Как и в других отраслях, в этих сферах отношения между вузами и промышленностью строились по разработанной в советские времена модели «базовых кафедр» и «хоздоговорных» заказов на исследовательские работы. В постсоветские времена на накатанную дорожку между академией и предприятиями стали обращать меньшее внимание. По ней либо ездили по инерции, продолжая заказывать специалистов, получающих устаревшие знания и полностью оторванных от производств, либо переставали пользоваться совсем. Дорога покрывалась ухабами, а иногда и зарастала полностью.

Новый толчок к развитию отношений вузов и корпораций дало правительственное решение о присвоении отдельным университетам страны статуса «национальный исследовательский университет» (НИУ). Благодаря этому решению, в период с 2008 по 2010 год у вузов стали появляться деньги на закупку сложного исследовательского оборудования. Малые и средние технологических компании, у которых не хватало бюджета для покупки дорогих машин и приборов, быстро осознали открывающиеся перспективы и начали создавать совместно с НИУ площадки общего пользования оборудованием. На этих площадках студенты получили возможность проходить обучение и работать с компетентными специалистами технологических компаний, сами фирмы смогли использовать редкое оборудование в своих целях. А администрация вузов лишилась очередной головной боли – больше не требовалось придумывать список необходимого оборудования и способы его эффективной загрузки. Так создались положительные стимулы для построения отношений машино- и приборостроительных компаний и вузов.По такому пути общего пользования оборудованием пошло, например, руководство компании РТИ Системы. Компания сотрудничает с МФТИ и Мордовским государственным университетом им. Н. П. Огарева. Схожий пример есть и на факультете точной механики и технологий в НИУ ИТМО, который работает с технологической компанией «Диаконт».

Наличие ясных экономически выгодных стимулов медленно, но все же приводит к увеличению реальных примеров сближения компаний и вузов. Весьма вероятно, что с развитием законодательной базы, требующей от госкорпораций развития инновационной деятельности, ситуация поменяется кардинально. Однако, помимо внешних мотиваций, высшему руководству компаний, и в особенности госкорпораций, необходимо воспринимать взаимодействие с вузами как важнейшую часть своей программы социальной ответственности. Активно участвуя в жизни вузов, компании стимулируют приток амбициозных людей и динамичное развитие новых индустрий. Тем самым создается живая предпринимательская экосистема, в долгосрочной перспективе способствующая росту и повышающая конкурентоспособность все тех же технологических компаний, вкладывающих в ее развитие. 
Частный Корреспондент Online

К списку новостей